|
|
N°34, 27 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Повесть о настоящих человеках
Процесс над лидерами «Поэтизированного объединения разработки теории общенародного счастья» (ПОРТОС) начался вчера в Мособлсуде. По версии следствия, они устроили в нескольких километрах от Москвы почти настоящий концлагерь, где десятки адептов под вооруженной охраной изучали теории своих наставников и работали с утра до ночи.
По данным спецслужб, создал секту еще в конце 80-х некто Юрий Давыдов. Поначалу она называлась «Братство кандидатов в настоящие люди» (БКНЛ), но позже была переименована в более звучное ПОРТОС. Постепенно секта обросла филиалами в разных концах России и даже на Украине, где г-н Давыдов познакомился с Ириной Дергузовой, позже ставшей его женой и одновременно вторым лидером организации. Пик деятельности секты пришелся на 1998 год, когда руководители ПОРТОСа перебрались в подмосковную деревню Машково и выкупили там часть земли у завода «Салют». Свою вотчину портосовцы оградили двухметровым бетонным забором с колючей проволокой и проводами под током. Внутри поставили ангар и массу вагончиков-бытовок, которые заселили адептами.
Как выяснили следователи, руководители ПОРТОСа распространяли в России и СНГ листовки, приглашая всех пройти бесплатное обучение, потрудиться в «промышленных и сельскохозяйственных объединениях» и «освоить приемы бокса и карате в рядах добровольной народной дружины». Многие подростки, особенно из глубинки и неблагополучных семей, покупались и уезжали в Машково, некоторых даже отправляли родители. У новобранцев лидеры ПОРТОСа отбирали документы и предлагали ответить на тест из 1,5 тысячи вопросов, который показывал, насколько испытуемый близок к «настоящему человеку». До такого ранга никто из адептов не дотягивал, и обычно их записывали в «кандидаты в настоящие люди», а особо непонравившихся сразу относили к «полуобезьянам». Дальше жизнь ребят превращалась в ад: им начинали вдалбливать теории о «настоящих людях», «настоящем счастье» и т.д., представлявших собой «кашу» из сочинений Пифагора, Владимира Ленина, Михаила Горбачева. Попутно паству заставляли читать «правильную» литературу, смотреть «полезные для нравственности» фильмы и писать стихи. Их надо было сочинить не меньше десяти за неделю.
Главной же обязанностью адептов был труд по 16 часов в сутки: часть ребят расфасовывала поступающие с Украины сахарный песок, крупы, муку, а другая бегала по столичным домам, предлагая товар. Всю работу ребята делали под надзором вооруженной охраны, которую составляли «настоящие люди». Провинившихся лидеры ПОРТОСа нещадно пороли. Причем к грехам могло относиться что угодно: неправильный взгляд, плохой стих, курение или даже хождение без «внешней совести». Деятельность ПОРТОСа приносила его руководителям хороший доход -- базу сектантов в Машково обслуживало аж 40 мини-грузовиков. Выручка оседала у Юрия Давыдова, Ирины Дергузовой и двух их замов -- Привалова и Ломакиной. Единственное, на что тратились «настоящие люди», -- издание листовок, рекламных буклетов и газеты «Теория Счастья».
В декабре 2000 года о деятельности ПОРТОСа узнали сотрудники подмосковного РУБОП и нагрянули в Машково с облавой. Там они обнаружили несколько десятков адептов, спавших по пятеро в грязных вагончиках. Четверо ребят от 15 до 17 лет были в тяжелом состоянии после очередного наказания. При осмотре помещения ПОРТОСа сыщики нашли пять ружей и четыре пистолета. Давыдов, Дергузова, Ломакина и Привалов были арестованы сразу по нескольким статьям УК РФ, включая истязания и организацию незаконного вооруженного формирования.
Вчера перед судом предстали Давыдов и Привалов -- Институт им. Сербского признал их невменяемыми, и поэтому судят их отдельно от Дергузовой и Ломакиной. Женщины же, по мнению врачей, оказались вполне нормальными и даже потребовали для себя суда присяжных. Отбор последних должен начаться в марте.
Александр ШВАРЕВ