Время новостей
     N°34, 27 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2002
Приемный покой
Спутники у нас есть, а вот связаться с ними нечем
Министр обороны Сергей Иванов обсудил вчера с президентом Владимиром Путиным состояние российского «военного космоса». Доклад министра вряд ли получился бы оптимистичным, если бы он не прибыл в Кремль со стартовой площадки «северного полигона» Плесецк. В понедельник вечером оттуда стартовал военный спутник «Космос-2387». Запуск прошел успешно, обеспечив г-ну Иванову благоприятный фон для доклада.

Российская военная космонавтика до сих пор не может оправиться от кризиса, поразившего ее с середины 1990-х. Причем «космические проблемы» лишь на первый взгляд далеки от происходящего «на земле». Ведь участившиеся аварии и исчезновения российских вертолетов и самолетов имеют к военной орбитальной группировке непосредственное отношение. Поздравляя стартовый расчет космодрома с успешным запуском, Сергей Иванов честно признался, что «на протяжении последних лет Россия, к сожалению, утрачивала позиции в поддержании должного уровня орбитальной группировки». Тем не менее в будущее министр смотрит с оптимизмом: "В 2003--2005 годах мы будем наращивать усилия в этой области".

Определенные резоны в этом есть: в рамках военной реформы космическим войскам возвращен статус самостоятельного рода вооруженных сил, в итоге план запусков-2001 впервые за последние пять лет был выполнен. Да и успешный запуск «Космоса-2387» не такое уж и мелкое по нынешним меркам событие. Официальные сообщения военных ограничиваются стандартной формулировкой -- «космический аппарат запущен в интересах Министерства обороны». Тем не менее, ссылаясь на параметры орбиты и тип примененной ракеты-носителя, эксперты идентифицируют аппарат как спутник фоторазведки «Кобальт». В последние годы российские военные совсем не избалованы данными национальных космических систем наблюдения. Главному разведуправлению Генштаба по 6--8 месяцев приходилось обходиться без свежих космических снимков, а несколькими годами ранее ситуация была и вовсе дикой: ГРУ не располагало вообще ни одним летающим спутником видовой разведки! Это нонсенс для любой современной армии, не говоря уж о вооруженных силах ядерной державы.

Однако орбитальная разведка далеко не самая болезненная проблема современного российского военного космоса. К куда более тяжелым последствиям приводит отсутствие нормально действующей системы космической навигации: отсюда -- исчезновения вертолетов и самолетов, гибель пилотов во время боевых вылетов в горах Чечни, низкая эффективность применения боевых средств группировки на Кавказе и связанные с этим жертвы как в армейских рядах, так и среди мирного населения.

При этом орбитальная система спутниковой навигации ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) была принята на вооружение российской армии еще в сентябре 1993-го! Группировка космических аппаратов «Ураган» могла в режиме реального времени с прецизионной точностью выдавать координаты любому «военному пользователю»: будь то пилот, артиллерист или командир группы спецназа. Однако затратив миллиарды на запуск спутников, мы так и не наладили серийный выпуск приемников. Около тысячи «комплектов пользователя», выпущенные еще в начале 1990-х, так и не попали в войска, а после развала советской промышленной кооперации их производство и вовсе было прекращено (для сравнения: в американской армии для приема информации с аналогичной спутниковой системы НАВСТАР используется более 200 тысяч комплектов аппаратуры на кораблях, танках, самолетах и даже у командиров пехотных подразделений).

Неоднократные обещания военных реанимировать ГЛОНАСС (большинство из имеющихся спутников уже выработало ресурс) не увенчались успехом. Навигационные приемники так и не начали поступать в войска. Более того, разработанный питерскими оборонщиками «комплект пользователя» ГЛОНАССОМ -- приемник КС-161 даже не прошел этап войсковых испытаний.

Юрий ГОЛОТЮК