15-й международный авиационно-космический салон ФИДАЕ-2008 в столице Чили Сантьяго в воскресенье, 6 апреля, заканчивает свою работу. Насколько успешно он прошел, усилились ли позиции России на этом пока мало освоенном ею рынке вооружений? С этими вопросами обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ обратился к ключевым фигурам российской делегации на ФИДАЕ-2008.Александр ФОМИН, первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству:-- Салон ФИДАЕ проводится уже в 15-й раз, Россия представляет здесь свою продукцию в восьмой раз. Выставка представляет несомненный интерес для россиян. Участвовать в ней, безусловно, надо. Дело в том, что в регионе, и в частности в Чили, продвижение российского оружия в самом начале пути. Государства региона традиционно сотрудничают в военно-технической области с другими партнерами. И такой рынок завоевать нам непросто. Однако мы уверены -- шансы у нас есть. Если говорить конкретно о Чили, то это авиационная тематика, средства ПВО малого и среднего радиуса, а также переносные комплексы. Но конкретных контрактов, к сожалению, пока нет. Развивается космическое направление. Напомню, что два чилийских спутника были запущены в космос с помощью российских носителей.
В Латинской Америке «Рособоронэкспорт» имеет представительства на Кубе, в Перу, Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Уругвае. Подписан ряд контрактов с Венесуэлой. Налаживаются связи с Бразилией. Еще в 90-е годы Россия поставляла этой стране переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла», которые хорошо себя там зарекомендовали. В числе традиционных партнеров можно назвать Перу (модернизация ранее поставленных самолетов марки «МиГ»), Никарагуа, Кубу. Есть надежды, что в регионе будут востребованы российские истребители. Структура российского военного экспорта такова, что на первом месте (45--50%) авиация, далее военно-морская техника, за ней примерно в равных пропорциях -- техника ПВО и вооружение сухопутных войск. Наибольшие объемы вооружения и военной техники поставляются в Китай и Индию, за ними идут Алжир, Венесуэла, Вьетнам. Всего контакты в сфере военно-технического сотрудничества у России с 85 государствами -- и на уровне межправительственных комиссий по ВТС, и на уровне консультаций и переговоров. Непосредственно поставки вооружения и военной техники идут более чем в 60 стран.
Сергей СВЕШНИКОВ, начальник департамента ФГУП «Рособоронэкспорт»:-- Многое из того, что мы здесь делаем, является коммерческой тайной, информация эта дорогого стоит. Говорю это как человек, который отвечает за планирование маркетинговой деятельности. Уже одно то, что мы участвуем в ФИДАЕ, говорит о том, что у «Рособоронэкспорта» в этом регионе есть коммерческие интересы, планы по продвижению техники, есть работа. ФИДАЕ набирает обороты, это уже не чисто военная выставка, представлена здесь и гражданская продукция.
Мы сюда несколько лет назад привозили Су-27, здесь были вертолеты Ми-17-1В, Ми-17-В5, Ка-32. Это объяснялось наличием интереса в регионе к закупкам названной техники. Сегодня мы натурных образцов не привезли. Но это не значит, что интерес пропал. Мы уже провели достаточную работу и не посчитали возможным еще тратить деньги на доставку сюда вертолетов. На нашем стенде побывали десятки военных делегаций стран региона. В частности, был главнокомандующий ВВС Чили. Он однозначно сказал: технический комитет ВВС сделал вывод о том, что, например, вертолет Ми-17-В5, прошедший испытания в разных климатических зонах, полностью отвечает предъявляемым к нему чилийской стороной требованиям. И мы надеемся, что контракт по этой машине будет подписан.
Кстати, несмотря на то, что выставка авиационно-космическая, мы встречаемся здесь и с моряками, представителями сухопутных войск. Обсудили, в частности, возможность ремонта и модернизации бронированных машин морской пехоты, зенитных средств. И если в первые годы отношение к нам было настороженное, сейчас мы встречаемся как старые знакомые. Интересы у делегаций самые разнообразные. У военных региона ведь не было опыта эксплуатации российской техники. А что значит купить новый самолет или танк? Прежде всего надо их адаптировать к системе тылового обеспечения, надо менять организационную структуру вооруженных сил. Поэтому быстрых успехов ожидать сложно. Но маркетинговая работа уже дает результаты -- есть контракты с Мексикой, Колумбией, Венесуэлой, Уругваем и некоторыми другими странами.
Николай ЗАНЕГИН, заместитель генерального директора Международного авиационно-космического салона (МАКС):-- Посещение других выставок представителями МАКСа -- неотъемлемая часть нашей работы. Мы не должны оставаться в своем замкнутом пространстве -- надо анализировать, как делаются другие выставки. И в этом смысле ФИДАЕ интересна нам по целому ряду причин. Прежде всего, у этой выставки примерно такой же возраст, что и у МАКСа. Это единственная аэрокосмическая выставка такого масштаба в Америке вообще. США пробовали делать глобальную выставку, подобную Ле-Бурже в Париже или Фарнборо в Лондоне, но по целому ряду причин у них ничего не получилось.
Характерная черта ФИДАЕ -- она делается военными. Подготовка, управление, реализация проектов, безопасность полетов -- все в руках военных. Отношение к военным здесь исключительно положительное. Руководит салоном ФИДАЕ всегда один из высших офицеров ВВС, отличившийся по службе. После окончания выставки эти люди уходят на высокие должности -- либо на международную работу, либо в министерство обороны. Возможно, поэтому участники ФИДАЕ ощущают доброжелательное отношение руководства выставки, все их проблемы тут же решаются. Конфликтные ситуации здесь исключены. Мы не видим здесь беготни, суеты, нервозности, а дело идет.
Мы встретились здесь с нынешним генеральным директором выставки полковником Патрисио Виллалоном и его преемником полковником Роберто Авендано и пролонгировали наше соглашение о сотрудничестве, которому уже восемь лет. Речь идет прежде всего об обмене стендами. Здесь мы также провели переговоры с потенциальными участниками МАКСа, который пройдет в 2009 году. Пролонгировали соглашение с фирмой -- организатором всех американских павильонов на всех аэрокосмических выставках, провели переговоры с организаторами японской аэрокосмической выставки, предварительные переговоры с организаторами выставки в Марокко -- они впервые будут представлены на МАКСе. Ну и, конечно, прошли переговоры с главными игроками на подобных салонах -- "Эрбасом" и "Боингом". Они подтвердили, что будут участвовать в МАКСе в том же «большом формате».
Сергей МИХЕЕВ, генеральный конструктор вертолетостроительной фирмы «Камов», член-корреспондент РАН, Герой России:-- Я был здесь два года назад, когда нашему вертолету Ка-32 вручали чилийский сертификат. Сегодня здесь обсуждаем вопрос продажи этого вертолета чилийской службе по охране лесов. Вертолеты Ка-32 здесь работают уже второй год. Идет стандартное и уверенное проникновение на чилийский рынок. Обсуждается и вопрос участия в тендере, где кроме нас участвует фирма Bell. Она на этом континенте уже несколько десятков лет, но это не должно нас смущать. Мы успешно продвигаем свой продукт -- присутствуем с вертолетом Ка-32, пусть и единицами машин, на тех рынках, где Россия раньше никогда не добивалась успеха. Это Канада, Южная Корея, Чили. Правда, сама Россия не купила у нас ни одного противопожарного вертолета. А леса горят, горит национальное достояние.
На выставках бывать надо обязательно, потому что только они позволяют увидеть, в каком направлении меняется авиационный мир. Только на выставках такого рода можно увидеть и «ухватить» тенденцию. Нас как производителей нигде не ждут, конкуренты прилагают все усилия, чтобы присутствовать на рынке им, а не кому-то другому. Поэтому надо просто соответствовать рынку.