Вчерашнее решение НАТО отсрочить предоставление Украине и Грузии Плана действий по членству в альянсе (ПДЧ) заставило проявить волевые и дипломатические качества руководителей двух стран, прибывших на саммит в Бухаресте. После непродолжительных раздумий президенты Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили в унисон заявили о своей «исторической победе».
По мнению г-на Ющенко, решение саммита НАТО в Бухаресте -- «это украинская победа: впервые все 26 стран -- членов НАТО поддержали будущее членство Украины в НАТО». Чтобы состыковать невеселую реальность с неожиданным оптимизмом, украинский лидер пояснил, что считает вчерашнее решение «политическим компромиссом», который стал для Киева «корректной формой победы».
Поначалу украинская делегация распространяла информацию о том, что президент Ющенко может покинуть саммит, если не будет названа дата присоединения Киева к ПДЧ. Во второй половине дня стало известно, что никаких демаршей не будет. «Мы работаем нормально, и никто никуда не уезжает», -- заявил глава МИД Украины Владимир Огрызко.
Президент Михаил Саакашвили теми же словами сообщил о грузинском "триумфе", сославшись, как и г-н Ющенко, на слова генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера о том, что обе страны в перспективе станут членами этой военно-политической организации. «Я считаю это победой, -- сказал г-н Саакашвили журналистам. -- Я об этом не мог и мечтать», -- добавил он. Подключение Грузии к ПДЧ он назвал «техническим вопросом».
Глава МИД Грузии Давид Бакрадзе подтвердил своей формулировкой, что он настоящий дипломат -- «заявление саммита НАТО о том, что Грузия и Украина станут членами НАТО» значит для Тбилиси «намного больше, чем перспектива вступления в НАТО, полученная посредством ПДЧ».
Примечательно, что накануне г-н Саакашвили в интервью французской газете «Фигаро» стращал членов альянса тем, что отказ в предоставлении ПДЧ Грузии и Украине «будет означать окончание существования НАТО в той форме, в которой мы его видим сегодня». В России же, по его словам, это усилит националистические тенденции, и у Москвы «тогда не будет более основания вести диалог с Грузией».
Глава парламентского комитета по интеграции с Европой Нино Накашидзе в беседе с «Временем новостей» сказала, что отказ в ПДЧ «не хорош» для народов Грузии, Украины и Европы, поскольку «демонстрирует рост влияния России, которое становится неконтролируемым». «Рано или поздно мы все равно станем страной-кандидатом. Европа должна понять, что если бы это произошло сейчас, то Россия смирилась бы, как в свое время с Балтией. А сейчас она попытается усиленно влиять на Грузию, используя рычаги проблем Абхазии и Южной Осетии, отыгрываясь на нас за признание независимости Косово», -- уверена г-жа Накашидзе.
Однако попытка Киева и Тбилиси запугать натовцев расколом или призраком "российской угрозы" больших дивидендов не принесла. Узнав о неудаче, лидеры обеих стран сменили тон с мрачного алармизма на радужный оптимизм.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин заметил «Времени новостей», что вчера президент США Джордж Буш, отчаянно лоббировавший присоединение Киева и Тбилиси к ПДЧ, "получил щелчок по носу", а Ющенко и Саакашвили "послали в нокаут". Оба политика «сделали ставку на ПДЧ, и провал может сильно повлиять на политический расклад внутри их стран».
Эксперты и оппозиция в обеих странах не готовы легко и быстро поверить в заявления президентов об «исторической победе». Директор Киевского института проблем управления имени Горшенина Кость Бондаренко считает, что «Украина вряд ли вступит в НАТО в ближайшие 15--20 лет, а по президенту Ющенко нанесен сильный дипломатический удар». Член парламентской фракции входящего в правящую на Украине «оранжевую» коалицию «Блока Юлии Тимошенко» Андрей Шкиль сказал: «Украинские высшие должностные лица сделали все. Больше мы уже сделать ничего не можем. Это категоричный, циничный и унизительный для Украины отказ. Это самое большое поражение внешней политики Украины за всю ее историю».
Депутат выступающей с критикой планов присоединения к НАТО оппозиционной Партии регионов Тарас Чорновил заявил, что доволен тем, что в Бухаресте не был сделан шаг, «который мог бы привести к конфликтам внутри страны». «С другой стороны, это решение обидело, -- сказал г-н Чорновил -- Мы прогнозировали, что будет пощечина для Украины, и мы ее получили». По его мнению, Украина не будет в НАТО «по крайней мере до тех пор, пока президентом будет Виктор Ющенко». Депутат Рады от Партии регионов Михаил Чечетов полагает, что «провал» в Бухаресте добавит его партии «железно 3--4% на выборах мэра Киева».
Для руководства Грузии итоги саммита в Бухаресте чреваты большими проблемами на парламентских выборах 21 мая -- как и на Украине, оппозиция не преминет использовать неудачу в своих целях. «Крах потерпела не внешняя, а внутренняя политика Михаила Саакашвили, -- сказал «Времени новостей» депутат от оппозиционной Республиканской партии Давид Бердзенишвили. -- Никогда у нас не было столь сильных лоббистов -- США, часть стран Европы. Но Саакашвили не простили недемократичной политики внутри страны -- жестокого подавления оппозиции 7 ноября и фальсификаций на выборах президента 5 января». По оценке политика, позиция России повлияла на решение саммита, «но главное не это -- Грузия получила ответ на безответственную политику ее властей».
Тбилисский политолог, глава неправительственной организации «Грузия -- в НАТО» Шалва Пичхадзе заметил «Времени новостей», что теперь грузинское общество «испытает определенный скепсис в отношении НАТО», но это произойдет по вине властей: «Еще два года назад Саакашвили уверял нас, что в 2008-м Грузия вообще вступит в НАТО. Что теперь делать? Надо строить государство, оказаться с которым бок о бок в НАТО желали бы все без исключения члены альянса». Это значит «в первую очередь развивать демократическую систему и защищать права человека, нормально проводить выборы», и тогда «у сторонников Грузии в НАТО будет больше аргументов».
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин сказал "Времени новостей", что отрицательное решение европейских членов НАТО было в значительной мере мотивировано «нежеланием разгребать внутренние проблемы» Украины и Грузии. Вместе с тем «на решение саммита НАТО повлияла позиция выступающей против расширения НАТО на восток России. Это повысит ее авторитет в СНГ, но это не значит, что Москве стоит почивать на лаврах».