Вчера вечером
в Бухарест прибыл президент России Владимир Путин. Сегодня ему предстоит участвовать в заседании Совета Россия--НАТО (СРН). Благоприятный фон для диалога России с альянсом создают
итоги вчерашнего обсуждения натовцами вопроса о присоединении Украины и Грузии к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ). Киев и Тбилиси рассчитывали, что им откроют прямую дорогу в альянс, однако альянс пока обманул эти надежды.
Перед саммитом президент США
Джордж Буш предпринял мощное политическое наступление в пользу немедленного предоставления ПДЧ Украине и Грузии. Однако около десятка членов альянса из «старой» Европы выступили против спешки, особенно жестко воспротивилась Германия. Помощник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли пояснил, что в ходе вчерашнего рабочего заседания лидеров стран -- членов НАТО «высказывалась озабоченность» по поводу глубины демократических преобразований в Грузии и на Украине, а также по поводу конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Единства мнений явно не было, а натовские решения требуют полного единодушия. Атмосфера дискуссий в главном зале заседания была вчера столь накалена, что члену одной из делегаций стало плохо -- его унесли на носилках и увезли на «скорой помощи». Пресс-конференция генсека НАТО Яап де Хооп Схеффера сдвинулась на целый час, он появился перед прессой раскрасневшимся от волнения. Генсек дважды зачитал решение с витиеватой формулировкой: «НАТО приветствует евроатлантическое стремление Украины и Грузии, эти две страны будут приняты в альянс, и они приглашаются к переговорам в связи с ПДЧ в НАТО».
Москва, резко возражающая против членства в НАТО Грузии и Украины, получила передышку. Альянс вернется к вопросу о ПДЧ для двух соседей России в декабре 2008 года на встрече глав МИДов или позднее, в апреле будущего года на юбилейном саммите НАТО. Дверь в НАТО для Грузии и Украины «не просто открыта, а широко открыта», настаивала вчера госсекретарь США Кондолиза Райс.
Вчерашнее решение вряд ли стоит считать результатом жесткой позиции Москвы. Отложенное решение о ПДЧ для Украины и Грузии, как считают источники в российской делегации в Бухаресте, это «некоторая дань политкорректности натовцев по отношению к своему российскому партнеру».
После вчерашних событий содержание сегодняшнего выступления Владимира Путина на СРН вряд ли претерпит изменения. Как утверждают те же источники, оно не будет конфронтационным по своему характеру. Ошибаются те аналитики, которые предсказывали, что Бухарест
станет «вторым Мюнхеном». Что сегодняшняя риторика будет отличаться от речи российского лидера в феврале 2007-го, очевидно хотя бы потому, что в прошлом году Владимир Путин выступал в Германии на международной конференции, статус которой был неформальным. Теперь же президент приехал на мероприятие НАТО с официальным статусом.
Тем не менее российский президент, как утверждают источники в его ближайшем окружении, намерен изложить принципиальные позиции Москвы по проблемам противоракетной обороны, Договора по обычным вооруженным силам в Европе, а также Косово. Что же касается прозвучавших вчера заявлений Кондолизы Райс о том, что 6 апреля на встрече Владимира Путина и Джорджа Буша в Сочи возможен «прорыв», источник в российской делегации заметил «Времени новостей»: если американцы имеют в виду вербальное изложение тех компромиссных предложений по ПРО, представленных во время
недавней встречи в Москве в формате «два плюс два», то это «вряд ли можно считать прорывом». Скорее это стоит трактовать как готовность США учесть озабоченность россиян отдельными аспектами американской системы ПРО в Восточной Европе.
Исходя из принципа «неделимости безопасности всех стран -- членов НАТО», альянс вчера принял решение о создании общего противоракетного щита, который бы прикрыл и южный фланг НАТО. По словам американского госсекретаря, натовцы достигли "прорывных" решений по ПРО. Г-жа Райс сообщила, что альянс "попросил Россию отказаться от критики" по поводу планов размещения элементов американской системы ПРО в Восточной Европе и "присоединиться к совместным усилиям, что и было предложено Соединенными Штатами".
На вчерашнем саммите альянс принял в свои ряды Хорватию и Албанию. Македония осталась ни с чем из-за непримиримой позиции Греции. Ее делегация заявила, что Македония -- это название исторической провинции Эллады, и при желании Скопье может предъявить Греции территориальные претензии. Греки предлагали разные названия -- от нынешнего труднопроизносимого «Бывшая югославская республика Македония» до «Новая Македония». Но македонцы выдвигали свои аргументы, утверждая, что их край назывался так еще во времена Кирилла и Мефодия.
На вопрос македонской журналистки, почему такая «деталь», как название страны, могла помешать приему ее страны в НАТО, президент Франции Николя Саркози ответил: «Греция -- это не деталь». Как только проблема названия будет решена и это будет зафиксировано в ООН, Македония станет членом НАТО. Для этого не надо ждать следующего саммита». Однако Македония предпочла отказаться от НАТО, а не от своего исторического названия.
Скандал не отвратил НАТО от экспансии на Балканах -- альянс пригласил Черногорию с Боснией и Герцеговиной начать «интенсифицированный диалог» на предмет интеграции в альянс. Совет НАТО заявил также, что «через партнерство готов углубить отношения с Сербией». Белград от ответа уклонился.