|
|
N°34, 27 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За свободу творчества
Закон об электроэнергетике приводит к новым баталиям вокруг реформирования отрасли
Тема реформирования электроэнергетики станет основной на завтрашнем заседании правительства. Утихшие летом прошлого года баталии вокруг концепции реструктуризации предприятий энергетики вспыхнули с новой силой в этом году. Минэкономразвития подготовило проект закона «Об электроэнергетике», в котором так или иначе разрешены спорные моменты всей реформы -- летом решено было вычеркнуть их из правительственного постановления. Проектом закона недовольны многие участники рынка, а также аналитики и консультанты. Они считают, что МЭРТ не учло ряд предложений и замечаний к нему. Иными словами, дискуссия продолжается.
Финансовые аналитики считают, что закон, как и постановление правительства по вопросу реформирования электроэнергетики, содержит избыточное количество общих фраз и почти не содержит конкретики. Главный юрисконсульт компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» (ФБК) Александр Сотов полагает, что отсутствие в проекте механизмов реализации тех или иных идей означает их разработку и утверждение правительством. «А постановления правительства сегодня одни, -- говорит г-н Сотов, -- а завтра ситуация изменится, и они станут другими, это формирует неблагоприятный инвестиционный климат». В ответ на это гендиректор Центра инфраструктурных исследований (консультирует правительство по вопросам реформирования естественных монополий) Александр Смирнов заявил, что таким образом законопроект дает свободу творчества участникам рынка, которые будут разрабатывать правила функционирования энергетического рынка. Эти правила будут утверждаться правительством для того, говорит он, чтобы в случае чего можно было быстро решить проблемы -- сразу предусмотреть все невозможно.
Похожая ситуация сложилась летом, когда миноритарные акционеры РАО «ЕЭС России», крупнейшие потребители электричества -- алюминиевые компании, а также советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов поставили цель не пропустить положения реформы, ущемляющие чьи-либо права. В качестве компромисса МЭРТ записало в программу реформ общие слова, подразумевающие, что спор будет разрешен при подготовке законодательных актов. Сейчас конфликт интересов стал более отчетливым.
Участники рынка недоумевают по поводу того, с кем им придется работать: в законопроекте статус Федеральной сетевой компании (ФСК), которая до 2004 года будет 100-процентной «дочкой» РАО, обозначен как «управляющая организация единой электрической сетью». Таким образом, говорит представитель одного из участников рынка, предлагается создать коммерческого посредника, получающего выгоду от использования сетей без необходимости приобретать их в собственность и нести ответственность за их развитие. «Это выгодно РАО и его менеджерам, выгодно ФСК, но вряд ли выгодно единой национальной электрической сети», -- говорит он.
Г-н Смирнов поясняет: в законе такая трактовка была выбрана потому, что ФСК должна будет управлять сетями, которые собственники могут не продать ей. Необходимо, по его мнению, законодательно закрепить право ФСК осуществлять передачу энергии по этим сетям, т.е. ограничить права собственников. Правда, он признал, что такой пункт не полностью соответствует программе мероприятий первого этапа реформы.
Кроме того, некоторым участникам рынка по-прежнему неясно, каким образом государство в 2004 году станет владельцем контрольного пакета акций ФСК и Системного оператора (СО) -- диспетчерской структуры (некоторые аналитики вообще не понимают, почему это должны быть разные организации). Иными словами, как из 100-процентных дочерних структур РАО они превратятся в монополистов с госконтролем. Если же государство каким-то образом и получит 52% акций ФСК и СО (именно такую долю оно имеет сейчас в РАО), то оставшиеся 48% останутся в собственности компании Анатолия Чубайса. Механизм передачи этих акций сегодняшним миноритарным акционерам РАО также не прописан, говорит представитель одного из участников рынка, в законопроекте о них вообще не упоминается. «Разумнее, -- полагает он, -- было бы 100% акций ФСК и СО передать государству и запретить приватизацию этих предприятий, а также любые другие действия с их акциями».
Пока же получается, считают эксперты, что ФСК и СО могут действовать в пользу РАО и нарушать интересы других производителей электричества и, что показательно, возмещать исключительно реальный ущерб, а не вкупе с упущенной выгодой. Все это говорит о том, полагают они, что разработчики закона не учитывали влияние тех или иных положений на инвестиционный климат в электроэнергетике.
Мнения миноритарных акционеров по проекту основного закона электроэнергетики пока выяснить не удалось -- они еще незнакомы с последним его вариантом. Советник президента Андрей Илларионов до подписания номера в печать был недоступен для комментариев. В РАО «ЕЭС» вчера также предпочли не озвучивать свое мнение. Основной разработчик законопроекта -- Минэкономразвития -- обещает обнародовать свою позицию сегодня.
Однако, как считает представитель крупнейшей независимой от РАО энергосистемы -- «Иркутскэнерго», проект настолько важен для всей страны, что принимать его сразу попросту недопустимо: «Он требует тщательной доработки и обсуждения в Госдуме».
Николай ГОРЕЛОВ