Дети вскоре, возможно,
будут избавлены от созерцания навязчивой рекламы сигарет, а курильщики в выборе марок руководствоваться лишь мнениями знакомых: Госдума намерена полностью запретить рекламу табачных изделий. Первый шаг к этому уже сделан. Вчера депутаты приняли в первом чтении законопроект, запрещающий рекламу табака (и алкоголя) на всех видах транспорта. Новый проект закона, внесенный в Думу на днях, предполагает введение тотального запрета на любую рекламу сигарет с 1 июля 2009 года.
Принятые вчера депутатами в первом чтении поправки в закон о рекламе вносят, по сути, лишь одно изменение в действующий порядок размещения табачной рекламы: ее нельзя будет размещать не только на транспорте, но и на объектах транспортной инфраструктуры. То есть в переходах метро, помещениях вокзалов и аэропортах. Все остальные нормы закона пока остаются в силе. Табачники могут рекламировать свои изделия в печатных изданиях, за исключением изданий для несовершеннолетних, а также первой и последней страниц и обложек журналов и газет. Наружная реклама сигарет запрещена, но внутри помещений это можно делать свободно. Исключение составляют детские, образовательные, медицинские, спортивные, военные учреждения, театры, цирки, музеи, выставочные залы, библиотеки. Проект закона о полном запрете рекламы табака, внесенный в Думу, но пока не рассмотренный палатой, в перспективе закроет легальные сегодня возможности размещения рекламы в печатных СМИ и торговых центрах. Сегодня в местах продажи сигарет разрешено проводить промоакции по бесплатной раздаче продукции, когда промоперсонал непосредственно обращается к курильщикам.
Пока непонятно, как авторы законопроекта о безусловном запрете рекламы табака предполагают регулировать иные рекламные механизмы, используемые производителями. Среди таких механизмов -- электронная и прямая почтовая рассылка аудио- и видеопродукции совершеннолетним курильщикам, интернет-реклама, реклама в сетях мобильной связи. Как уверяют авторы законопроекта, запрет должен быть тотальным. Исключение могут составить только места продажи сигарет. Ведь таковы требования рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с табаком, которая декларирует полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий.
Госдума уже в апреле нынешнего года планирует рассмотреть законопроект о присоединении России к конвенции. Этим и объясняется спешка при разработке нового законопроекта. Пока разработчикам законопроекта, среди которых депутат Владимир Мединский, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова и первый заместитель председателя комитета по охране здоровья Николай Герасименко, не удается придумать радикального способа ограничения рекламы табака. К примеру, как ограничить рекламу в нерегулируемом пока виртуальном пространстве Интернета.
Это у них может и не получиться, и громко декларируемая авторами документа тотальность запрета так и останется на бумаге. Ведь требования конвенции ВОЗ задают, скорее, верхнюю планку требований, к которой нужно стремиться. И эта планка недостижима даже для стран, давно подписавших конвенцию.
«На практике ни в одной стране мира (если мы говорим о странах, где разрешена продажа табачных изделий) нет всеобъемлюще полного запрета рекламы табачных изделий. Более-менее близки к понятию «полный запрет» требования к рекламе табака лишь в Таиланде, Канаде и Австралии, где информирование о марках сигарет ограничено даже в предприятиях розничной торговли», -- напоминает управляющий по связям со СМИ "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" Ирина Бахтина. «В мировой практике, как правило, запрет рекламы табака распространяется на традиционные средства коммуникации - печатные СМИ, радио, телевидение, но в то же время у производителей остаются каналы адресного общения со своими совершеннолетними потребителями», -- поясняет она.