Из осведомленного источника в Москве «Времени новостей» стало известно о том, что в качестве компромисса по проблеме противоракетной обороны американцы сейчас предлагают допустить российских офицеров-наблюдателей на будущие американские базы ПРО в Чехии и Польше. При этом Вашингтон ставит условие: чтобы взамен были допущены американские специалисты на российские объекты ПРО, в том числе расположенные близ Москвы. Возможно, вопрос об этом будет поднят на переговорах Владимира Путина и Джорджа Буша в Сочи, куда оба лидера приедут после саммита НАТО в Бухаресте.
В Пентагоне утверждают, что базы ПРО США в Европе предназначены для защиты на случай нападения Ирана. В Москве их считают угрозой безопасности России. Чтобы развеять опасения, есть предложения забетонировать американский радар в Чехии так, чтобы он не «смотрел» на Россию, а десять противоракет, которые предполагается установить в Польше, пока не загружать в шахты. Насколько реальны эти предложения и что представляет собой противоракетная защита Москвы? Об этом «Времени новостей» рассказал бывший командующий отдельной армией предупреждения о ракетном нападении генерал-лейтенант в отставке Николай РОДИОНОВ. В советские времена он занимался в том числе проблемой ПРО Москвы.-- Что вы думаете об американском предложении допустить россиян на объекты США в Чехии и Польше в обмен на открытие для американцев московской ПРО?-- Они предлагают неравные вещи. Наших офицеров допустят только на периферийные объекты ПРО США в Чехии и Польше, а сами получат доступ ко всей ПРО Москвы.
-- А как быть с предложениями забетонировать радар в Чехии и не загружать противоракеты на базе в Польше в пусковые шахты?-- Я не представляю, как можно забетонировать радиолокационную станцию (РЛС). Закрепить локатор? Так развернуть его можно очень быстро. У американцев есть РЛС на Кипре, которая вроде бы бездействовала. Но как начался конфликт в Ираке, обозначилась угроза со стороны Ирана, американцы направили туда 150 своих спецов. Они мгновенно активизировали РЛС и засекли цели.
Против Ирана логично было бы развернуть одну базу ПРО США в Турции или в Италии. Зато из Чехии РЛС может «накрыть» всю европейскую часть России. То же и с противоракетами. Если они предназначены против Ирана, зачем их размещать в Польше? Баллистическую ракету легче сбить на взлете, пока не произошло разделение боевых частей, или на старте. Те ракеты, что американцы собираются установить в Польше, имеют радиус действия в несколько сотен километров. Что они смогут сделать? И что толку обещать содержать ракеты вне шахт? Загрузить их можно в пределах десяти минут. Предложения Вашингтона похожи на «мыльные пузыри», призванные отвлечь внимание от главной цели.
-- Что представляет собой ПРО Москвы?-- Сначала командный пункт ПРО Москвы находился в 63 км к западу от Москвы, в Кубинке. Он имел на вооружении локаторы типа «Дунай» и противоракеты на пусковых установках. После модернизации система получила название А-135 с РЛС «Дон-2Н» и была переведена в Софрино, это примерно в 45 км от столицы. «Дон-2Н» -- мощная РЛС, способная засечь пуски ракет за несколько тысяч километров.
Для отладки системы были запущены шары диаметром 5, 10 и 15 см. Оказалось, локаторы всех РЛС «видят» 15-сантиметровые цели. 10-сантиметровые засекла станция типа «Дунай» в Чехове. Самые маленькие -- 5-сантиметровые -- увидела софринская РЛС «Дон-2Н». Сначала противоракеты запускали с открытых пусковых установок. Потом их заменили на шахты -- в них в радиусе 150 км от Москвы находится около 100 противоракет.
Командно-вычислительный центр ПРО первоначально планировалось разместить в Солнечногорске. Там собирались построить РЛС «Дунай», как в Кубинке. Но стройка не состоялась. Теперь там находится командный пункт предупреждения о ракетном нападении. Это комплекс с мощными компьютерами, на которые стекается информация со всех РЛС системы предупреждения ПРО. Задача -- определить агрессора, время подлета баллистической ракеты и масштаб удара.
-- Правда ли, что предательство бывшего полковника ГРУ Олега Пеньковского свело на нет развертывание РЛС в Солнечногорске?-- Да, это так. Сейчас об этом расстрелянном в 1963 году предателе мало кто помнит, но он с конца 1950-х действительно передал разведкам США и Великобритании немало данных о планах развития системы ПРО в СССР. Из-за его предательства от строительства ряда объектов пришлось отказаться.
-- Как создавалась в СССР система противоракетной обороны?-- В начале 1950-х США создали межконтинентальную баллистическую ракету «Атлас» с дальностью полета восемь тысяч километров. Это послужило поводом для группы маршалов во главе с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил маршалом Василием Соколовским обратиться с письмом в ЦК КПСС. В нем говорилось, что система противоздушной обороны (ПВО) не может противостоять американским ракетам. В ответ ЦК в начале 1951 года постановил проработать возможности создания ПРО СССР.
-- Трудно ли было найти разработчиков системы?-- Споры начались сразу же. Одни ученые выступали за создание ПРО, другие говорили, что это невозможно. Конструктор ракет Сергей Королев утверждал, что система не будет эффективной, потому что можно создать ракету, которая «пробьет» любую защиту. В конце концов руководителем конструкторского бюро КБ-1 стал Александр Расплетин -- один из создателей системы ПВО Москвы «Беркут» (сочетает принцип зенитного комплекса и радиолокатора. --
Ред.). Он тоже всячески отказывался от этой работы, считая ее нереальной.
Сошлись на том, что надо начать делать, а если система не получится, наработки будут использованы для усиления ПВО. Генеральным конструктором ПРО назначили 34-летнего Григория Кисунько. Ему надо было на деле доказать, что локатор может обнаружить баллистические цели, способен их сопровождать и выдавать их координаты. Эту работу возложили на НИИ ДАР (Институт дальней радиосвязи) во главе с Владимиром Сосульниковым.
Разработку противоракеты поручили автору ракеты для ПВО Петру Грушину. Он сумел создать вариант ракеты-перехватчика с начальной скоростью 1000 метров в секунду. Параллельно разрабатывался комплекс РЛС с локаторами обнаружения цели и сопровождения противоракет.
-- Насколько сложной была оказалась задача?-- Мы шли нетореной тропой. Не было ни наставлений, ни учебников -- ничего. Случалось всякое. К примеру, блокировка, предохраняющая ракеты от несанкционированного пуска, появилась в результате ЧП -- в незаправленной ракете сработали пиропатроны, запускающие двигатель. Если бы ракета была заправлена топливом, то она бы улетела. После этого случая ввели блокировку пуска ракет. Ключ для снятия блокировки кодов выглядел как ключ от английского замка. Но после того как его несколько раз погнули, ключ стал сейфовым. Оперативный дежурный на командном пункте теперь носит его на шее на цепочке.
-- Когда удалось провести первое испытание?-- 4 марта 1961 года впервые в мире с полигона на озере Балхаш близ населенного пункта Сары-Шаган в Казахстане был произведен перехват головной части баллистической ракеты противоракетой с осколочно-фугасной боевой частью, запущенной с полигона Капустин Яр в Астраханской области. Об этом доложили Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Он в том же году заявил на Генассамблее ООН, что мы, мол, имеем оружие, которым «попадем мухе в глаз». В 1961 году ЦК принял решение о создании ПРО вокруг Москвы, которая должна была состоять из 16 РЛС «Дунай».
Систему ПРО Москвы хотели поставить на боевое дежурство к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году. Перед этим ее решили показать руководителям социалистических государств. Все подготовили. На случай дождя даже плащи завезли: для генсека ЦК КПСС -- с маршальскими погонами, для остальных -- с генеральскими. Поставили походные туалеты. Утром приехал министр обороны СССР маршал Андрей Гречко: «Ждите, едут». Но гости посмотрели полеты авиации в Кубинке, а к нам так и не приехали. Опять возобновились испытания, повлиявшие на заключение в 1972 году между СССР и США Договора по ПРО. Только 15 мая 1978 года ПРО Москвы была поставлена на боевое дежурство.
-- Похоже, СССР тогда удалось добиться технологического превосходства над США...-- К тому времени СССР опережал США не только в создании системы ПРО. 1 ноября 1968 года наш экспериментальный космический спутник-истребитель осколочной боевой частью поразил искусственный спутник -- мишень. Спутник-истребитель вышел на орбиту рядом со спутником-мишенью, обогнал его с помощью своих двигателей, вышел навстречу и выстрелом шрапнели поразил все жизненно важные узлы спутника. Заряд из металлических шариков размещался в боевой части космического истребителя. После попадания заряда шрапнели спутник-мишень превратился в космический мусор.
-- И американцы предпочли договориться с Москвой об ограничении противоракетных вооружений...-- Да, в мае 1972 года был подписан советско-американский Договор по ПРО. СССР и США договорились, что мы будем защищать Москву, а американцы -- базу Гранд-Форкс в штате Северная Дакота. По договору разрешалось для защиты столицы иметь не 16, а восемь локаторов и не более 100 противоракет. Запрещалось создавать системы ПРО морского, воздушного и космического базирования. Советский Союз, по требованию США, прикрыл работы по спутнику-истребителю. Договор запрещал передавать системы ПРО, включая РЛС, или их компоненты другим государствам, а также размещать их за пределами национальной территории.
Американцы, кстати, постоянно нарушали договор, который разрешал им иметь одну базу ПРО в Гранд-Форкс. Они построили вторую базу на Аляске -- восемь ракетных шахт, в которых разместили баллистические ракеты второго поколения. Все это закончилось односторонним выходом США из Договора по ПРО в 2002 году.
-- Николай Иванович, как вы оцениваете состояние российской ПРО сегодня?-- Введена в строй РЛС Лехтуси под Санкт-Петербургом, строительство другого радара ведется под Армавиром. Но к ПРО они имеют косвенное отношение. Эти РЛС могут обнаружить пуск ракеты и предупредить -- «Летит!». Они не предназначены для управления противоракетами, управлять ими может одна станция -- «Дон» в Софрино. Ее поддерживают в рабочем состоянии. Но, скажу прямо, одна она не может решить задач защиты Москвы от ракетного нападения.