|
|
N°34, 27 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каспий -- единый и неделимый
Потому что поделить немогут
Начавшаяся вчера в Москве международная конференция, посвященная правовому статусу Каспийского моря, обнаружила очевидное: консенсус пяти прикаспийских государств по этой проблеме угадывается лишь в далекой перспективе. Если, конечно, не случится чуда, и волевым императивом пяти президентов не будет сказано: «Баста, мы собрались и лично договорились -- будем делить, и никто в обиде не останется». Как сказал на днях спецпредставитель президента России по Каспию Виктор Калюжный, рабочая группа экспертов «каспийской пятерки» на уровне замминистров иностранных дел «достигла предела своих возможностей», и теперь только главы государств должны дать импульс дальнейшему процессу поисков решения проблемы.
Московская конференция как раз и подтвердила, что каспийские дискуссии заходят в тупик. Позиции всех сторон, высказанные в первый день ее работы, изложены предельно четко, и сенсаций не произошло. Россия и Казахстан, уже договорившиеся о разделе северного шельфа Каспия «в целях недропользования», считают необходимым двигаться к цели поэтапно, исходя из того, что поверхность моря и толща воды должны оставаться общими, а дно можно делить, но только для извлечения его ресурсов. Если остальные страны не готовы договариваться между собой «по дну», то Москва и Астана настаивают на срочном достижении соглашений по сохранению биоресурсов моря. Уже сейчас под угрозой популяции осетровых рыб, а следовательно, производство черной икры.
Позиция Азербайджана постепенно приближается к российско-казахстанской, свидетельством чему являются два двусторонних «каспийских» соглашения, заключенных недавно Баку с Москвой и Астаной. Главное отличие позиции Баку в том, что Азербайджан -- единственное прибрежное государство, которое конституционно закрепило свое право на национальную юрисдикцию своего сектора моря, что автоматически влечет за собой возникновение государственных границ на Каспии, что пока категорически неприемлемо, к примеру, для России.
Однако главным препятствием на пути к консенсусу остается пока позиция Ирана, настаивающего на принципе кондоминиума (общего владения морем), а если это невозможно, то на «справедливом» делении Каспия на пять равных частей (принцип «20 процентов»). Но ни то, ни другое неприемлемо для остальных каспийских игроков. Впрочем, позиция Туркмении остается невнятной, на московскую конференцию официальный Ашхабад не прислал ни одного представителя, что вызвало явное недоумение ее участников. В кулуарах «Президент-отеля» задавали вопрос: а как же Туркмения собирается проводить «большой» каспийский саммит по статусу моря, если не желает принимать участия в дискуссиях, ему посвященных?
И все-таки одна небольшая сенсация вчера имела место на конференции. Выступивший на ней специальный советник госсекретаря США по дипломатии в Каспийском регионе Стивен Манн (бывший посол США в Ашхабаде) заявил, что Вашингтон не считает в нынешней ситуации целесообразным рассматривать проект трансафганского газопровода из Туркмении в Пакистан.
Может, и прав был Туркменбаши, избавив своих представителей от необходимости реагировать в Москве на столь болезненный удар по своим «газовым» амбициям.
Аркадий ДУБНОВ