Начинающийся сегодня в Бухаресте очередной саммит Североатлантического альянса станет одним из самых
памятных в его истории. Причина та же, по которой в прошлом году стала знаменитой ежегодно устраиваемая в Мюнхене конференция по безопасности НАТО: рекламу обоим мероприятиям делает
участие в них Владимира Путина. В Бухаресте он будет участвовать в работе Совета Россия--НАТО на высшем уровне, заседание которого состоится в первой половине дня 4 апреля. Но если мюнхенская речь Путина стала наиболее жестким выражением внешнеполитического стиля «русского националиста», каким называет себя российский президент, то его бухарестская речь, очевидно, уже не будет носить столь конфронтационный характер.
Визит в Бухарест станет, скорее всего, завершающей зарубежной поездкой Путина в должности президента России. Кроме того, на следующий день после его встречи с лидерами 26 стран альянса один из них, Джордж Буш, окажется гостем российского президента в его сочинской резиденции. Поэтому, как заметил в беседе с «Временем новостей» высокопоставленный кремлевский чиновник, негоже было бы Путину выглядеть негостеприимным хозяином, резко критикуя НАТО, а значит, и его самого влиятельного члена --Америку.
Согласие на участие в бухарестском саммите, как говорят в Кремле, далось Путину не без колебаний. Всего лишь однажды Совет Россия--НАТО проходил с его участием: в мае 2002 года
в местечке Праттика-ди-Маре под Римом была принята Римская декларация о новом качестве отношений между Россией и альянсом. Собственно, тогда же и был учрежден Совет Россия--НАТО. На этот раз решающим аргументом в пользу участия Путина в саммите стало стремление донести до Запада -- в последний раз за восемь лет президентства -- видение места и роли России в мире. Форум НАТО в этом смысле особенно значим для Кремля, поскольку в Москве объективно оценивают реальную роль альянса в обеспечении международной стабильности. Между прочим, и это представляется весьма важным, российское руководство также отдает себе отчет и в том, что такой же реальностью является стремление многих европейских стран, в том числе и из числа постсоветских государств, стать членом НАТО. Поэтому, как представляется, главная цель участия Путина во встрече в румынской столице -- это минимизация геополитических и военно-стратегических издержек, которыми обернется для России неминуемое дальнейшее расширения альянса на восток.
В Москве прекрасно понимают, что у нее нет права вето на прием в НАТО Грузии и Украины. Но понимают и другое: многие лидеры альянса, в первую очередь европейские, не хотели бы рисковать своими тесными, в том числе экономическими, отношениями с Россией и спешить с приемом Киева и Тбилиси в свои ряды. С учетом этого фактора и строит свою тактику российское руководство. В Кремле не исключают, что на бухарестском саммите решение о предоставлении Грузии и Украине Плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО принято не будет. Вместо него возможно принятие некоего компромиссного варианта. Например, кандидатам в предельно комплиментарной форме будет сказано о высокой оценке готовности Киева и Тбилиси к заключительным мероприятиям по вступлению в альянс, однако присоединение к ПДЧ будет отложено на более поздний срок в связи с необходимостью, скажем, отрегулировать некие юридические вопросы, связанные с критериями членства в альянсе.
Выступая на саммите, утверждают в Кремле, Путин постарается сосредоточиться на позитивных моментах сотрудничества России и НАТО. Главным из них станет афганское направление. В Москве подчеркивают беспрецедентный характер принятого недавно решения разрешить транзит через российскую территорию невоенных грузов для натовского контингента. Отмечают в связи с этим и активное сотрудничество Москвы со своими союзниками в Центральной Азии, через территорию которых будет осуществляться этот транзит. Вряд ли в Кремле готовы поставить вопрос перед лидерами альянса в категоричной форме: сотрудничество по Афганистану в обмен на отказ предоставить ПДЧ в НАТО Грузии и Украине. Однако на то и дипломатия, чтобы довести эту идею до собеседников в корректной, но адекватной форме.
Впрочем, судя по некоторым высказываниям кремлевских чиновников, российское руководство не склонно к переоценке своего влияния на лидеров альянса. В Кремле не исключают, что логика действий НАТО будет определяться стремлением как можно скорее пройти неприятный этап взаимоотношений с Россией, связанный с приемом Грузии и Украины, оставив этот этап в рамках эпохи путинского правления, с тем чтобы не отягощать начало правления Дмитрия Медведева и дать Брюсселю возможность начать отношения с ним с чистого листа. Избранного президента России в Бухаресте не будет, так что символически эта тактика выглядит вполне приемлемой.
Что касается Путина, то, как утверждает его помощник по международным делам Сергей Приходько, на Совете Россия--НАТО он будет говорить об «элементах непредсказуемости», которые видят в Москве в связи с такими процессами трансформации альянса, как «претензии на глобальную роль в сфере безопасности, выход за пределы зоны своей географической ответственности и распространение деятельности на нетрадиционные сферы, такие как энергобезопасность и кибербезопасность, нечеткость критериев применения силы, взаимоотношений с Совбезом ООН».
Не обойдет Путин своим вниманием и Косово. Скорее всего он не откажет себе в «удовольствии» предупредить собеседников, что горячая фаза ситуации там еще впереди. Речь идет о напряженных отношениях между Митровицей (центром косовских сербов) и Приштиной. Как считают в Кремле, проблемы, связанные с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии и отношением к ним со стороны Москвы, также как и конфликты в отношениях Тбилиси со своими мятежными автономиями, подниматься не будут, во всяком случае по инициативе российской стороны.
Среди других вопросов повестки дня Совета Россия--НАТО значатся дискуссии по системам ПРО, размещаемым США в Восточной Европе, российскому мораторию на соблюдение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), а также по сотрудничеству в борьбе с терроризмом и противодействии наркотрафику из Афганистана. Однако, по выражению дипломатического источника «Времени новостей», острота ПРО-проблемы уже заметно поостыла после недавних российско-американских консультаций в Москве в формате «два на два» -- риторику по поводу перенацеливания российских ракет на Украину можно считать исчерпанной.
А вот что по-прежнему в Москве считают досадным и обидным для себя, так это пренебрежительное отношение натовской бюрократии к предложениям о сотрудничестве с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ. Генсек ОДКБ Николай Бордюжа в среднем раз в три месяца выступает с инициативами работать вместе с НАТО, отражая новые угрозы международной стабильности, но все его призывы альянс оставляет без ответа. Ну не считают в Брюсселе эту структуру достойным для себя партнером, и все тут...