Министерство финансов учло далеко не все предложения власти и бизнес-сообщества при формировании «Основных направлений налоговой политики на 2009--2011 годы». Об этом вчера заявил премьер Виктор Зубков, открывая заседание бюджетной комиссии. И тут же объяснил, что, собственно, он имеет в виду: введение пониженной единой ставки НДС и
реформирование взимания ЕСН. Плюс понижение налогового бремени
на малый бизнес, снижение административного давления.
Собственно, в Белом доме от Минфина ничего новаторского и не ждали. И Минфин, судя по всему, в лице своего руководителя Алексея Кудрина также не ставил перед собой задачу удивить. В докладе, представленном в правительство практически с месячным опозданием, «основных направлений налоговой политики» как-то заранее не предвиделось. О чем г-н Кудрин открыто предупредил неделю назад на коллегии МЭРТ, определив главным направлением в этой сфере «консервативность». А его заместитель Сергей Шаталов сказал вчера на заседании бюджетной комиссии: «Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано». Невозможность обсуждения каких-либо
предложений по снижению НДС Минфин по-прежнему аргументирует «отсутствием всесторонней взвешенной оценки макроэкономических и бюджетных последствий». Предложения о реформе ЕСН не рассматриваются. А о возможности снижения налога на прибыль, о которой пытался говорить г-н Кудрин в противовес предложениям по снижению НДС, просто забыли.
И все-таки премьер назвал час "икс" -- пока своим подчиненным -- главному финансисту Алексею Кудрину и главе МЭРТ Эльвире Набиуллиной. Виктор Зубков дал поручение к 1 августа «взвесить» предложения по реформе НДС и назвать наконец срок введения «единой пониженной ставки». «Дайте обоснования и расчеты», -- потребовал г-н Зубков. Нельзя сказать, чтобы премьер сам был удовлетворен такой длительной отсрочкой в принятии решения по НДС, понимая, что с каждым месяцем реализация президентского обещания отдаляется. И тем не менее г-н Зубков, очевидно, не желает «ломать» Минфин через колено, оставляя г-ну Кудрину шанс убедить в своей правоте новый кабинет министров.
Главам Минфина и МЭРТ вместе с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой поручено до 21 апреля (то есть еще до прихода нового кабинета) подготовить конкретные предложения «по совершенствованию единого социального налога, в том числе индексации регрессивной шкалы его исчисления». До 10 апреля поручено проиндексировать акцизы. А в суточный срок доработать проект «по мелочам», из которых он, собственно, и состоит: отразить этапы и сроки введения налога на недвижимость, уточнить правовые нормы контроля над трансфертным ценообразованием, рассмотреть возможность предоставления налоговых каникул при стимулировании инновационной деятельности, а также увеличения размеров годового оборота, при котором хозяйствующий субъект может применять «упрощенку».
Доклад Минфина приняли к сведению. Г-н Зубков при условии доработки документа согласился вынести его на суд кабинета в грядущий четверг. Премьер считает, что для подготовки сценарных условий социально-экономического развития страны и бюджета должна быть создана «база». Проблема только в том, что новый президент и новый премьер, очевидно, эту "базу" могут видеть несколько иначе.