Время новостей
     N°54, 01 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.04.2008
Малое гражданское общество
Неправительственные организации тоже просят защиты от армии проверяющих
Некоммерческие организации вновь попытались привлечь внимание государства к своему непростому положению. Руководители более чем сотни российских НКО (включая Московскую Хельсинкскую группу, «Мемориал», Фонд защиты гласности и российское отделение Всемирного фонда дикой природы) поставили свои подписи под заявлением с просьбой прекратить бюрократическое и административное давление на гражданское общество.

Примечательно, что «катализатором» для появления этого обращения стало событие, не имеющее никакого отношения к «третьему сектору». «В связи с заявлением избранного президента России Дмитрия Медведева на заседании президиума Госсовета в Тобольске 27 марта с.г. о необходимости принятия радикальных мер по выведению предприятий малого бизнеса из-под административного прессинга мы заявляем, что мы поддерживаем инициативы о том, что нужно «полностью запретить приход контролирующих органов на такого рода предприятия и разрешать их только при наличии разрешительного акта органов госвласти -- прокуратуры или суда» -- так начинается заявление правозащитников. Отдав должное инициативе нового главы государства, подписанты отмечают, что НКО оказались в похожем положении и не менее малого бизнеса страдают от административных барьеров и удушающего бюрократического контроля. «После принятия изменений в законодательство об НКО в 2006 году и новых подзаконных актов о проверках эти организации оказались в худшем положении, чем даже страдающие от административного прессинга предприятия малого бизнеса, -- подчеркивают правозащитники. -- Зарегистрировать НКО сейчас и сложнее, и дороже, чем бизнес. Закрыть такую организацию легче, чем бизнес».

В частности, закон предоставляет чиновникам «Росрегистрации» (ФРС) возможность устраивать некоммерческим организациям проверки -- плановые и внеплановые. Количество внеплановых проверок не ограничено -- ФРС может «навещать» своих подопечных хоть каждый месяц, причем продолжительность таких инспекций может составлять 30 дней. Основания для проверок четко не прописаны: они могут проводиться как по жалобам, так и в силу «иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Правозащитники настаивают на том, что полномочия проверяющих явно избыточны. Например, контролеры ФРС имеют право затребовать у проверяемых любой документ. «Презумпция виновности» и нацеленность инспекторов на поиск негатива приводят к тому, что более 90% некоммерческих организаций получают по итогам проверок письменное предупреждение о нарушении. После второго предупреждения «Росрегистрация» имеет право обратиться в суд с иском о ликвидации НКО. Суды же, как отмечают авторы заявления, встают на сторону госструктуры и удовлетворяют иск.

По словам правозащитников, как правило, жертвами столь пристального интереса «Росрегистрации» становятся небольшие организации, работающие «на земле» -- в регионах, в непосредственном контакте с гражданами. «Меры наказания часто несоразмерны тяжести технических нарушений -- НКО закрывают в ситуациях, когда достаточно предупреждения или штрафа», -- свидетельствуют авторы обращения. Поэтому все большее число некоммерческих организаций, будучи не в силах справиться с административным давлением, принимают решение о прекращении своей деятельности.

В принципе у НКО есть потенциальные сторонники в структурах, приближенных к вертикали власти. «В случае прямых нарушений закона местными органами власти естественно нужно обращаться в органы прокуратуры и к нам, в Общественную палату, -- заявил «Времени новостей» член ОП адвокат Анатолий Кучерена. -- Надо разобраться, что происходит и почему представители НКО сталкиваются с такими проблемами в том числе и на местах. Если такие факты подтвердятся, Общественная палата будет реагировать и принимать меры. Но нам нужна информация». Однако, по мнению большинства представителей правозащитного сообщества, проблема не столько в «перегибах на местах», сколько в самом действующем законе о НКО, который эти перегибы провоцирует. К примеру, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева утверждает, что этот «вредный и недемократичный закон», поставивший гражданское общество под «нудный и каждодневный контроль», надо «не корректировать, а ликвидировать».

Сами «подписанты» не испытывают уверенности в том, что их послание, пусть и изобилующее комплиментами в адрес Дмитрия Медведева, дойдет до адресата. «Внимание давно уже привлечено, -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель Фонда защиты гласности Алексей Симонов. -- На моей памяти мы несколько раз разговаривали об этом законе с ныне еще действующим президентом Путиным. От этого не было никакого толку». Но, признает правозащитник, у общественных организаций нет никакой сколько-нибудь понятной и объективной возможности привлечь к себе внимание, кроме подачи петиций. «Сложно представить, что НКО объявят забастовку, это же смешно, -- подчеркивает г-н Симонов. -- Выходить на улицы? Если мы призовем всех своих клиентов выйти вместе с нами, то даже в одной Москве людей будет много. Но митинг вряд ли эффективнее петиции, поэтому приходится из многих зол выбирать единственно возможный путь: хотя бы объявить о том, что мы продолжаем быть недовольны этим законом, но он продолжает действовать в ущерб НКО».

Михаил МОШКИН