В Москве
управление многоквартирными домами по-прежнему в основном сохранится в руках дирекций единого заказчика. Слишком узкие временные рамки, отведенные жителям столицы для выбора управляющих компаний, и практически полное отсутствие предприимчивых конкурентов-частников способствовали тому, что государственные унитарные предприятия -- ДЕЗы в массе своей сохранят позиции. Как рассказал «Времени новостей» председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Степан Орлов, большинство собственников квартир в многоэтажках уже определились с коммунальным менеджментом, и в большинстве случаев выбор был сделан в пользу проверенных эксплуатационных служб. Однако Федеральная антимонопольная служба уже предупредила руководителей крупный городов о недопустимости создания преференций для «старых» ДЕЗов, которым без конкурса позволяется сохранить управление домами, жители которых не сделали свой выбор.
Напомним, что в начале 2007-го, констатировав вялость собственников, Мосгордума продлила срок самостоятельного выбора управляющей компании по эксплуатации жилья на год. По данным Степана Орлова, за это время более 90% домовладений в столице, будь то товарищества собственников жилья (ТСЖ) или просто общие собрания жильцов, определились с тем, кто будет управлять их домом в ближайшее время. Правда, в целом жилфонд города составляет порядка 30 тысяч домов, а сознательных собственников, объединившихся в ТСЖ, по-прежнему мало. На конец 2007 года, по данным комплекса городского хозяйства, в городе насчитывалось не более 1700 объединений жильцов. Однако г-н Орлов уверяет, что благодаря активной работе с населением общие собрания домовладельцев и без объединения в ТСЖ определили управленца и заключили договоры.
Примечательно, впрочем, что выбор не всегда был сознательным. В некоторых районах по квартирам просто ходили сотрудники ДЕЗов, собиравшие подписи за перезаключение договора со старым управленцем. «Безусловно, многие москвичи предпочли ДЕЗы, и это совершенно нормально в переходный период, -- уверен Степан Орлов. -- Людям надо посмотреть, как будут работать в новых условиях государственные унитарные предприятия, да и частных компаний на рынке пока не хватает». По мере того как дирекции единого заказчика будут постепенно акционироваться, считают в Мосгордуме, собственники квартир смогут оценить, подходит ли им этот управленец или с ним следует разорвать договор.
Тем же, кто не определился с менеджером, столичные чиновники должны на конкурсной основе в течение первых пяти месяцев 2008 года подобрать эксплуатационную организацию. «Сейчас эта работа активно идет в округах, -- заявил г-н Орлов. -- Я не сомневаюсь, что московские власти успеют все в срок».
В свою очередь Федеральная антимонопольная служба уже официально выразила опасение в том, что конкурсы по отбору управляющих компаний состоятся в отведенные сроки. Вчера на сайте ведомства появилось предупреждение, призванное подогнать в первую очередь чиновников двух столиц. «ФАС России обращает внимание глав регионов и муниципальных образований, что непроведение открытых конкурсов до 1 мая будет являться нарушением части 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции», -- говорится в сообщении ведомства. По данным ФАС, мониторинг в городах с населением более 10 тыс. человек показал, что по сравнению с первым кварталом 2007 года число не определившихся с управляющей компанией сократилось на 27%, но собственники 25,9% жилищного фонда так и не выбрали способ управления. А в разных регионах России по состоянию на 31 декабря 2007 года органами местного самоуправления проведено всего 252 открытых конкурса по отбору организации для управления многоквартирными домами.