Вчера в Чили, в международном аэропорту имени Артуро Мерино Бенитеса под Сантьяго, открылся 15-й международный авиационно-космический салон ФИДАЕ-2008. По-испански название оружейного шоу пишется так: Feria Internasional del Aire y del Espacio. Эта выставка, организатором которой изначально является ВВС
Чили, проходит раз в два года. Впервые ФИДАЕ провели в 1980 году и приурочили ее к полувековому юбилею национальных ВВС. Тогда экспозиции развернули 80 фирм из 13 стран. Это было только начало. За почти три десятилетия салон превратился в крупнейший авиационно-космический форум южноамериканского континента.
В 2006 году в ФИДАЕ приняли участие уже 379 компаний из 45 стран. Они представили 121 натурный образец летательных аппаратов, в том числе пожарный вариант российского вертолета Ка-32. Тогда на выставке «отметились» более 40 тыс. специалистов и 134 тыс. любителей авиации. В этом году участвуют фирмы и предприятия из 45 стран. В традиционные разделы авиасалона «Военная авиация», «Гражданская авиация», «Космические технологии», «Оборудование для аэродромов» и «Техническое обслуживание летательных аппаратов» в этом году впервые введен раздел «Оборудование для сил безопасности и гражданской обороны» -- сказывается «модная» тема терроризма и организованной преступности.
«Рособоронэкспорт» в этом году привез на выставку представителей девяти предприятий российской оборонки. Это Московский вертолетный завод им. Миля, ОАО «РОСАТ», ОКБ «Новатор», научно-производственная корпорация «Иркут», корпорация «Тактическое ракетное вооружение» из Королева Московской области, Уральский оптико-механический завод из Екатеринбурга, Казанский вертолетный завод, Улан-Удэнский авиационный завод и «примкнувший к ним» Российский фонд федерального имущества. Всего посетители российского павильона смогут увидеть около 200 образцов вооружения и военной техники.
Среди них многофункциональный сверхманевренный истребитель поколения «четыре плюс-плюс»
Су-35. При его разработке использованы технологии пятого поколения, которые обеспечивают превосходство над зарубежными истребителями аналогичного класса. И сам Су-35 по своим летно-техническим характеристикам приближается к самолету пятого поколения. На этом самолете стоят новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы. Су-35 оснащен новыми двигателями с отклоняемым вектором тяги. На 12 подвесках самолет может нести до восьми тонн боевой нагрузки -- управляемых и неуправляемых средств поражения.
Представлен на ФИДАЕ-2008 и единственный в мире вертолет, способный решать десантные, транспортные, санитарные задачи. Этот вертолет может выполнять задачи днем и ночью, в условиях жаркого климата и высокогорья. Продолжение и развитие всемирно известных вертолетов Ми-8/Ми-17, которых в мире уже больше 4 тыс., -- военно-транспортный вертолет Ми-17В-5. Он перевозит до 36 десантников, или 4,5 тонны груза. Ми-17В-5 эффективен в условиях высокогорья, пустынь, высоких температур и влажности, что должно привлечь латиноамериканских военных.
Уже несколько лет «Рособоронэкспорт» предлагает на выставках вертолетные тренажеры производства «Р.Е.Т. Кронштадт», которые позволяют приобретать необходимые навыки летному и инженерному составу. Тренажеры экономят в несколько раз затраты на обучение специалистов, сокращают время учебы вдвое. Представлены на выставке и комплексы ПВО средней и малой дальности. В частности, новейший «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э». Они, кстати, сегодня стерегут небо Афин и Хельсинки. Почему бы не делать то же самое в Латинской Америке?
Показывают россияне здесь и традиционный набор обычных вооружений. Это
танки Т-90С, боевые машины пехоты БМП-3, вся линейка усовершенствованных автоматов Калашникова, которая дополнена автоматом Никонова АН-94 «Абакан». Кроме того, «Рособоронэкспорт» демонстрирует в Сантьяго комплексы управляемого вооружения со снарядами и минами «Краснополь», «Китолов» и «Грань», делающими артиллерию высокоточной. При применении этих средств расход боеприпасов уменьшается в 10--15 раз. По желанию заказчика в составе названных комплексов может поставляться автоматизированная система управления огнем «Малахит».
Усилить военно-морские флоты стран латиноамериканского региона могут представленные на ФИДАЕ фрегат «Гепард 3.9» и корвет «Тигр». Хорошие экспортные перспективы, как здесь отмечают специалисты, имеют корабли на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена» и подводная лодка проекта 636 с интегрированной системой ракетного вооружения «Клаб-С». С учетом географических особенностей латиноамериканского региона внимание уделено кораблям малого и среднего водоизмещения. Ракетно-артиллерийский катер «Скорпион», патрульные «Мираж», «Соболь», «Светляк» и «Мангуст» признаны в числе лучших в мире.
Предлагает «Рособоронэкспорт» и интегрированную систему контроля прибрежной зоны. Впервые она была представлена три года назад в Таиланде, однако тогда система «не пошла». И вот ею заинтересовались латиноамериканцы. В системе интегрированы системы управления движением судов, береговой охраны, таможенной и спасательной служб. Суммарные затраты могут быть снижены почти вдвое. А «гвоздем» береговой системы может стать российская береговая загоризонтная радиолокационная станция «Подсолнух». Она круглосуточно независимо от погодных условий и оптической видимости может вести наблюдение за морскими и воздушными объектами на удалении до 300 км.