Сегодня или завтра станут известны итоги субботних выборов президента Зимбабве, прошедших вместе с выборами в парламент и местные органы власти. Но уже вчера оппозиция объявила, что действующий президент и лидер правящей партии «Африканский национальный союз Зимбабве -- Патриотический фронт» (ЗАНУ--ПФ) 84-летний
Роберт Мугабе потерпел поражение. Идущему на шестой президентский срок ветерану противостоят 56-летний лидер партии «Движение за демократические перемены» (ДДП)
Морган Цвангираи и 58-летний независимый кандидат Симба Макони -- бывший соратник Мугабе и министр финансов, которого недавно исключили из ЗАНУ--ПФ за президентские амбиции. Если никто из соперников не набрал 51% голосов, потребуется второй тур выборов.
Морган Цвангираи уверен в своей победе: «Она свершилась, несмотря на попытки режима саботировать волю народа». Генсек ДДП Тендаи Бити сообщил, что Цвангираи получил в столице страны Хараре 67% голосов: «Мы выиграли выборы, и эта тенденция необратима». Но ЦИК заявил «об обеспокоенности распространением этих результатов под видом официальных». Министерство информации предупредило «об угрозе спекуляций самопровозглашенных победителей» -- дескать, «ДДП славится распространением лжи, что вызывает хаос в стране».
Макони сказал, что чувствует себя прекрасно, потому что «проголосовал за лучшего кандидата -- Симбу Макони», но обвинил власти в намерении подтасовать итоги выборов. «Я этим не занимаюсь, -- ответил ему Мугабе, опуская бюллетень в урну в Хараре. -- Если я подтасую, мне совесть
спать не даст».
Однако ДДП предупреждает о фальсификации. Оппозиция ссылается на сообщение наблюдателей от Панафриканского парламента -- они обнаружили, что в списках избирателей числилось 8,5 тыс. человек, в качестве места жительства которых был указан один из пустырей в Хараре. Генсек ДДП Бити рассказал о получении документальных подтверждений тому, что власти напечатали к выборам 9 млн бюллетеней, тогда как число избирателей в Зимбабве -- 5,9 млн человек. По данным Бити, сторонников ДДП запугивали с целью заставить их остаться дома. Пришедшим на избирательные участки не давали голосовать под предлогом, что их имен нет в списках или они явились не туда. Зато у урн вольготно чувствовали себя полицейские, которым президентским указом предписали «помогать неграмотным избирателям». Наблюдателей с Запада в Зимбабве не пустили.
Настойчивые заявления оппозиции о фальсификации выборов в пользу партии власти могут привести к «банановой революции», которая грозит обернуться крупномасштабными беспорядками. Накануне голосования Мугабе назвал ДДП «английской марионеткой» и предупредил, что после оглашения итогов выборов будет «нещадно подавлять все протесты». Шеф полиции Огастин Чихури заявил, что «армия и службы безопасности не допустят переворота и будут находиться в состоянии полной боевой готовности на протяжении всего периода выборов, вплоть до объявления их официальных результатов».
«Мне нужен мандат не силовиков, а народа», -- парировал не раз подвергавшийся арестам Цвангираи. Этот бывший лидер профсоюзного движения говорит, что только ДДП может предотвратить полный экономический крах. Зимбабвийцы постоянно испытывают дефицит продуктов питания и топлива, безработица достигла 80%, инфляция -- 100 000%, в стране свирепствует СПИД.
ЗАНУ--ПФ, в прошлом марксистскую партию, поддерживают в основном сельчане, ДДП -- горожане. Оппозиция, в том числе экономист Макони, видит корень бед в проведенной властями экспроприации хозяйств 5 тыс. белых фермеров. Этот шаг нанес серьезный ущерб экономике, лишив ее экспортных доходов и спровоцировав ответные санкции Евросоюза и США. Мугабе нажил на этом политический капитал, так как за него голосует получившая конфискованные земли черная беднота. Всего в Зимбабве из 10-миллионного населения 1 млн белых фермеров.
«Главная проблема в восприятии народом легитимности выборов, в том, чтобы избежать всплесков насилия», -- сказал «Времени новостей» директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. В позиции Запада «сильна идеологическая составляющая», Россия же «в оценках ситуации в Зимбабве проявляет сдержанность, видимо, ориентируясь на региональную «сверхдержаву» ЮАР, где Владимир Путин был в прошлом году». По мнению эксперта, Мугабе все-таки «не кровавый диктатор, и поддерживать кого-то против него было бы неудобно».
«Лидеры ЮАР посредничают между Западом и Зимбабве, относясь терпимо к Мугабе -- соратнику по борьбе против господства белого меньшинства», -- напомнил собеседник «ВН». В 1980-м, когда Южная Родезия получила независимость от Лондона и название Зимбабве, Мугабе возглавил ее правительство, а после избрания в 1987-м президентом провел в согласованную с бывшей метрополией конституцию поправки, позволившие ему сосредоточить в своих руках всю исполнительную власть.