Деловая активность европейского холдинга по производству ациационно-космической техники EADS неуклонно движется вверх. Вчера было официально объявлено, что концерн получил производственный заказ от министерства обороны Великобритании почти на 26 млрд долл. Произошло этого через месяц после того, как подобное же соглашение предварительной стоимостью 35--40 млрд долл.
было заключено с американскими ВВС. В обоих случаях речь идет о предстоящем выпуске дочерним предприятием концерна -- Air Tanker -- самолетов-топливозаправщиков КС-30.
Контракт, заключенный с EADS в США, вызвал негативную реакцию лидера американского авиапромышленного рынка -- Boeing. В начале марта концерн EADS совместно со своим партнером Northrop Grumman получил заказ на поставку 179 топливозаправщиков КС-30. Тем самым было нарушено полувековое монопольное положение Boeing на рынке военной авиатехники США. Ведь для европейцев деньги в данном случае играют не самую главную роль: в перспективе для EADS открывается доступ к последующим оборонным заказам США. «Это замечательная победа на американском рынке, -- заявил тогда глава EADS Луи Галуа в интервью французскому радио France-Info. -- Побить Boeing на американском рынке? Ну что ж, мы очень этим гордимся».
В не меньшей степени EADS можно гордиться и вчерашней сделкой. Договор минобороны Великобритании с Air Tanker рассчитан на 27 лет, его объем доходит приблизительно до 16,7 млрд евро. И, как отметил EADS в своем сообщении, «европейский авиакосмический концерн становится главным поставщиком военных транспортных самолетов для британских ВВС». Речь идет о поставках 14 новых самолетов-топливозаправщиков, созданных на базе дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов Airbus A330-200 (судя по всему, это также КС-30). На службу в ВВС Ее Величества машины должны поступить начиная с 2011 года. Они будут постепенно заменять прежний флот из самолетов типа VC-10 и Tristar. В соглашении содержатся договоренности с EADS о создании необходимой инфраструктуры, обучении персонала, а также осуществлении технического сервиса и дополнительных услуг, связанных с новой техникой.
Партнерами EADS по реализации данного проекта стали производитель двигателей Rolls-Royce, французская компания по выпуску оборонно-космической продукции Thales, а также британские компании -- авиаконцерн Cobham и военно-промышленное предприятие VT Group. «Для нас это награда -- поставить для Royal Air Force самые лучшие в мире самолеты-топливозаправщики», -- заявил вчера глава EADS Луи Галлуа. Стандарты британского министерства обороны, как известно, всегда очень высоки, продолжал он, и британский заказ подтверждает, что модель А330 является мировым эталоном дозаправщиков в воздухе. «В ходе реализации этого соглашения мы расширим свою деловую активность в Великобритании на долгосрочной основе», -- сказал также г-н Галуа. «Важным шагом вперед» назвал объявленную вчера сделку и глава британского филиала концерна -- EADS UK Робин Саутвелл.