Независимые профсоюзы уговорили горняков добывать увеличение зарплаты подземным способом
Горняки шахты «Красная шапочка» в Свердловской области отказываются выходить на поверхность. Под землей уже более суток остаются 107 человек. Шахта специализируется на добыче бокситовой руды. Уральские представители «Российского алюминия», которому принадлежит предприятие, заявляют о неожиданности акции протеста. «Поскольку руководство не было предупреждено об акции заранее и до сих пор администрации не вручены официальные требования, действия шахтеров рассматриваются как нарушение действующего Трудового кодекса, -- рассказал вчера днем представитель «Росала» Роман Лукичев. -- Но это вовсе не означает, что они будут уволены сразу после подъема на поверхность».
Как вести себя в сложившейся ситуации, руководство «Севуралбокситруды» (в состав этого предприятия и входит шахта) пока не определилось. Пресс-служба предприятия сообщила журналистам: «Все подразделения СУБРа работают в обычном режиме, предприятие продолжает отгружать готовую продукцию. Администрация рудника работает строго в соответствии с Трудовым кодексом РФ. На СУБРе действует двухлетний коллективный договор, который выполняется в полном объеме. Незаконный отказ от работы является нарушением действующего законодательства, правил трудового внутреннего распорядка, техники безопасности и охраны труда». И все же после объявления об акции протеста директор СУБРа Виктор Радько спустился в забой, чтобы провести переговоры. Одновременно был создан кризисный штаб из руководителей рудника, и основной целью его работы объявили «убедить людей выйти на поверхность».
Помимо собственно представителей «Российского алюминия» к решению конфликта уже подключилась прокуратура. Прокурор Свердловской области Юрий Пономарев отправил своего заместителя Олега Любимова в Североуральск для выяснения причин акции протеста. Именно сотрудники органа надзора первыми сообщили, что под землей горняки остались из-за конфликта с администрацией предприятия. Участники прокурорского совещания уже встретились с бастующими и выяснили, что требование рабочих -- увеличение заработной платы на 40%.
Как удалось выяснить «Времени новостей»,
конфликт между горняками и руководством шахты продолжается уже почти 20 лет. В 1989 году на СУБРе появилось отделение Независимого профсоюза горняков России -- вместе с другими шахтерами СССР свердловчане таким образом выступили против старого советского профсоюза, который не торопился отстаивать права рабочих. Именно при поддержке НПГР на СУБРе был принят новый коллективный договор, но долго работать с такой организацией руководство предприятия не захотело. В 2004 году при поддержке директора СУБРа сменилось руководство профсоюза. А уже в ноябре 2007 года на предприятии вновь начали развиваться протестные настроения. Оказалось, что смета расходов по коллективному договору за восемь лет сократилась с 60 до 50 млн рублей.
Перед новым годом на предприятии появилась новая группа профсоюзных деятелей, называющая себя Независимым профсоюзом горняков России на СУБРе. Они напомнили о том, что последние пять лет горнякам обещают повышение тарифов оплаты труда на 66%, но данное обещание никто не выполняет. В начале марта эта же организация распространила в Североуральске обращение, в котором отчиталась о выдвинутых требованиях: повышение заработной платы, исключение из плана работы в выходные дни, внесение в коллективный договор изменений в раздел «рабочее время» (отсчет рабочего времени вести с момента получения аккумулятора).
В этом же документе со ссылкой на работодателя утверждалось, что все требования «надуманные, популистские». «К сожалению, должной поддержки выдвинутых требований с вашей стороны проявлено не было. Работодатель, пользуясь сложившейся ситуацией, уничтожает Независимый профсоюз горняков России, нарушая при этом все и вся (Конституцию РФ, Трудовой кодекс, закон о профсоюзах и т.д.). Принуждает к выходу из НПГР, -- писали профсоюзные деятели. -- Дальше, со слов управляющего директора Радько, будет пересмотр коллективного договора в худшую сторону: урезание социального бюджета (оплата путевок, дорогостоящего лечения, проведение культурно-массовых мероприятий и т.д.)». Затем следовало предложение организовать новую конференцию. «Если вами не будет услышано наше предложение, то можно с уверенностью сказать, что нас в недалеком будущем ждет глубокая...» -- заключали авторы письма.
Сейчас в Североуральске утверждают, что именно профсоюзные деятели стали инициаторами забастовки. Кстати, весьма эффективной -- руководство СУБРа заявило о готовности рассмотреть возможность повышения зарплаты. Если повышение произойдет, еще в одной отрасли промышленности России появится независимый профсоюз. Совсем недавно с помощью забастовок добились увеличения зарплаты машиностроители на заводе Ford во Всеволожске Ленинградской области и нефтяники из «Сургутнефтегаза».