Время новостей
     N°52, 28 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.03.2008
Рыночная политика
Государство должно вовлечь россиян в новые экономические отношения
Малый бизнес должен стать основой увеличения среднего класса в России. Об этом на вчерашнем заседании президиума Госсовета в Тобольске сказал избранный президент Дмитрий Медведев. Он напомнил, что к 2020 году в нашей стране до 60--70% населения должны относиться к среднему классу. В то же время будущий президент признал, что в сфере малого бизнеса пока больше проблем, чем видимых достижений. На наш взгляд, к развитию малого и среднего бизнеса надо относиться как к пятому национальному проекту -- пока задача не поставлена именно так, региональные и федеральные власти занимаются преимущественно крупным бизнесом и поддержкой сырьевых проектов. В России по отношению к малому и среднему бизнесу должна появиться системная рыночная политика.

...Слова «рыночная экономика» в России уже не употребляют -- и власть, и население осознает ее как реальность, в которой все живут. Только одни благодаря этой реальности благоденствуют, а другие выживают, сводят концы с концами. Слова «поддержка малого и среднего бизнеса» без счета употребляют госчиновники и представители бизнес-организаций, пытающиеся убедить власть в необходимости такой поддержки.

А зачем, собственно, в России развивать малый и средний бизнес? С одной стороны, есть большие государственные и частные корпорации -- так называемый крупный бизнес, составляющий становой хребет российской экономики и приносящий львиную долю доходов в госказну. С другой, многочисленные лавочки, магазинчики, как говорили в советские времена, учреждения общепита -- вроде как малый бизнес. Опять же экономика в стране растет и даже быстрее, чем в прошлые годы. Инвестиции в Россию текут рекордными потоками. Может, все оставить как есть?

Рыночная экономика в России есть, нет рыночной политики. Рыночная политика -- это не регулирование по географическому или национальному признаку торговли на оптовых или розничных рынках. Это сознательное вовлечение миллионов людей в реальные экономические процессы, снятие с иждивения государства и вывод из состояния беспросветного существования без возможности заработать достойные деньги достойным трудом. А малый и средний бизнес -- лучший способ такого вовлечения.

Одна из главных проблем России в том, что по-прежнему, спустя 15 лет после начала рыночных реформ, значительная часть российского населения, особенно в провинции, по сути, не является активным участником этой самой рыночной экономики.

О том, как лучше и эффективнее поддерживать и развивать малый и средний бизнес в России, написаны тысячи статей. В нашей новейшей истории уже были специализированные правительственные органы по поддержке предпринимательства, которые создавались, а потом расформировывались. Но разговоры так и останутся разговорами, если на государственном уровне не будет осознана необходимость развития малого и среднего бизнеса именно как принципиальной, стратегической политической (а не только экономической) задачи развития страны. И не появится четкий алгоритм такой поддержки.

Что надо делать? Мы изучали опыт развития малого и среднего предпринимательства в четырех странах с разными политическими традициями, историей, менталитетом и численностью населения, размерами экономики, где малый и средний бизнес в последние десятилетия стал играть ведущую роль в экономическом развитии. Речь идет о США, Южной Корее, Канаде и Ирландии. При всем различии путей развития этих стран в работе государства по поддержке малого и среднего бизнеса прослеживаются общие черты.

Во-первых, везде существует специальные отдельные правительственные органы -- министерства или министерские отделы, занимающиеся этой проблемой. Во-вторых, в каждой из этих стран годами последовательно нарабатывалась система законодательного обеспечения и доступа к финансовым ресурсам малых и средних фирм. В-третьих, везде достигается координация центральных и федеральных властей, а также государства и частных компаний в развитии малого бизнеса.

Но, разумеется, предложение создать некий аналог упраздненного в России фонда поддержки малого и среднего бизнеса или даже профильное министерство само по себе проблемы не решит. Принципиально важно изменить отношение всех уровней власти к проблеме. Строго говоря, развитие малого и среднего бизнеса -- это реальный национальный проект, одна из ключевых задач не только экономической политики, но и государственного строительства России. И именно с таких позиций необходимо ее решать.

Сегодня количественных показателей, которыми оперируют министерства для развития малого и среднего бизнеса, недостаточно. Включение же целевых показателей по развитию МСП в задачи министерств, на наш взгляд, было бы правильным решением. Это заставит министерства иначе отнестись к вопросам отраслевого регулирования и учитывать интересы малых компаний при формировании стратегий развития отраслей экономики.

Причем важны не отчет по росту количества зарегистрированных малых предприятий и не парадное открытие с участием госчиновников очередного технопарка или особой экономической зоны. Важна долгая, кропотливая, постоянная и последовательная законотворческая и технологическая работа по выстраиванию инфраструктуры малого бизнеса. Система регистрации предприятий, уровень бюрократических барьеров, возможности доступа к сырьевым и финансовым ресурсам у предприятий малого бизнеса в России должны быть такими, чтобы люди сами захотели заводить свое дело. Чтобы считали это выгодным и перспективным приложением своих сил и умений.

Такая рыночная политика позволит сделать миллионы людей в лучшем смысле этого слова независимыми от государства и от казенных денег. Более того, только так можно вовлечь людей в реальное созидание новой конкурентоспособной России, вывести их из состояния пассивных наблюдателей или агрессивно недовольных своей беспросветной нищетой. Это не задача для докладов вышестоящему начальству и не часть предвыборной программы, о которой можно забыть сразу после выборов. Это один из реальных приоритетов государственной политики страны. Приоритет совершенно «шкурный», способный изменить к лучшему жизнь миллионов россиян, до сих пор не нашедших себя в рыночной экономике.

Алексей КОЖЕВНИКОВ, вице-президент «Опоры России»
//  читайте тему  //  Шпионские истории