|
|
N°33, 22 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свои чужие деньги
Министерство финансов отстаивает свое право управлять долгами страны
Многострадальная концепция управления единым государственным долгом не была принята на вчерашнем заседании правительства. Члены кабинета отправили ее «дошлифовывать» -- процесс предполагается завершить к 30 марта.
Тем не менее известно, что реформа управления госдолгом будет проведена в течение двух-трех лет и в два этапа. На первом предполагается создать правовые основы такого управления. К середине лета Минфин обязан подготовить проект поправок в Бюджетный кодекс, а до конца года представить законопроект «О государственном долге». В эти же сроки будет создана единая система учета долговых обязательств, а также анализа и управления рисками, связанными со структурой долга и активов. Заместитель министра финансов Сергей Колотухин отметил, что концепция управления госдолгом предусматривает усиление мониторинга за заимствованиями как регионов, так и корпоративного сектора. На втором этапе планируется осуществить собственно переход к централизованному управлению госдолгом.
Согласно концепции все функции по управлению внешним и внутренним долгом, а также финансовыми активами будут сосредоточены в уполномоченном органе, в качестве которого выступит Минфин. Агентские функции (учет долга, проведение платежей) планируется передать агентству по управлению госдолгом, созданному на базе Внешэкономбанка. По словам г-на Колотухина, «агентство по логике вещей также должно подчиняться Министерству финансов».
Желание Минфина сосредоточить в своих руках все «долговые функции» в правительстве далеко не всем пришлось по вкусу. «Стремление министерств и ведомств подмять все под себя не имеет пределов и границ, и поэтому... Минфин должен передать часть полномочий Министерству экономического развития и торговли», -- заявил Герман Греф. Конкретные полномочия не уточнялись.
В свою очередь Михаил Касьянов заметил, что документ закрепляет слишком много полномочий за одним ведомством.
Минфиновцам было предложено детально уточнить разграничение функций между будущим агентством и собственно ведомством г-на Кудрина. Финансистам предписано также снять разногласия с Центробанком, который считает, что функции осуществления расчетов по внешнему и внутреннему долгу могут вполне остаться за ним, а не переходить к новому агентству. Согласовать это скорее всего Минфину будет довольно сложно.
Аргументом в пользу того, что именно ведомство г-на Кудрина должно управлять госдолгом, могут служить уже достигнутые успехи Минфина. Г-н Колотухин сообщил вчера, что политика Минфина в деле управления долгом уже приносит достойные плоды. «Если бы Россия активно не управляла своим долгом, -- заявил он, -- то в 2003 году она должна была бы заплатить 20,5 млрд долл., а сейчас, исходя из крайне консервативного прогноза, объем платежей в 2003 году составит 17 млрд. Но, думаю, что в итоге мы заплатим не больше 16 млрд».
Программа сотрудничества России со Всемирным банком на 2002--2004 годы будет сокращена до 400--500 млн долларов в год. Такое решение было принято вчера на заседании правительства. Министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что кабинет министров считает нецелесообразным использование бюджетозамещающих кредитов. Согласно принятым решениям кредиты будут привлекаться только на развитие инфраструктуры, проведение судебной реформы, реформы образования и таможни.
Однако вице-премьер Виктор Христенко, которому к 1 июня предстоит доработать программу окончательно и подписать ее с руководством ВБ, не столь пессимистичен в оценке перспектив сотрудничества с этой международной финансовой организацией. Он подчеркнул, что Россия не намерена сворачивать сотрудничество с ВБ, что Россия является крупным участником ВБ -- ее взнос составляет более 5 млрд долларов.
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»
Вера КУЗНЕЦОВА