Сегодня Министерство финансов должно внести в правительство свои предложения
по совершенствованию налоговой системы. Но главная дискуссия развернулась вокруг того, чего в этих предложениях точно не будет, -- вокруг ставки налога на добавленную стоимость. Министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин заранее объявил, что не внесет вопрос о реформировании НДС в связи с непроработанностью расчетов последствий снижения этого налога. В любом случае решение почти наверняка предстоит принимать уже правительству премьера Владимира Путина. Судя по всему, будущий премьер склоняется к мнению главы Минфина, что этой темой следует заняться не ранее 2010 года.
Тем не менее, не уловив политического момента, представители бизнес-организаций и часть чиновников еще пытаются торопить Минфин в реформе НДС, настаивая
на снижении его ставки с 18 до 12--13% уже с 2009 года. Ажиотаж вокруг идеи снижения этого налога чуть ли не ежедневно подогревается новыми заявлениями. В озвученных практически одновременно версиях председателя Счетной палаты Сергея Степашина и председателя Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина основным мотивом стало предложение скорейшего снижения НДС ради того, чтобы не упустить благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру. То есть уже с 2009 года. При этом, что любопытно, оба фактически признали, что в 2010 году и далее профицит бюджета будет неуклонно сокращаться. А значит, и решиться на снижение НДС, неминуемо гарантирующее выпадение доходов из бюджета, станет труднее.
Предложение о радикальном снижении НДС прозвучало в конце февраля 2008 года в выступлении Владимира Путина на заседании Госсовета. В силу того что президент не озвучил ни конкретных цифр, ни сроков снижения, версии посыпались одна за другой. Госдума в лице спикера Бориса Грызлова предложила унифицировать ставку НДС, сведя ее к одной, десятипроцентной. МЭРТ предложил снизить НДС до 12--13 %. Минфин на все подобные предложения отвечал, что снижение налога, конечно, произойдет, как это записано в стратегии развития России до 2020 года. Но то, что оно произойдет в ближайшем будущем, финансовое ведомство обещать отказалось. По мнению министра финансов, было бы неразумно рассчитывать на то, что выпадающие доходы покроются профицитом бюджета. Ведь нефть -- товар спекулятивный, а цена барреля в 100 долл. не может, по его словам, рассматриваться как надежная, стабильная и прогнозируемая, оторвавшись от базового соотношения спроса и предложения. Эти аргументы тем не менее не убеждали сторонников радикального снижения ставки.
Как заявил Сергей Степашин в среду на 12-й конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России, если решаться на этот шаг, то надо решаться сейчас -- при благоприятной экономической ситуации. Александр Шохин в свою очередь также ввиду благоприятной конъюнктуры настаивает на снижении НДС уже с 1 января 2009 года. В качестве подстраховки для бюджета он предлагает замещать выпадающие доходы за счет приватизации госактивов, в том числе путем проведения IPO. Наличие же резервного фонда и фонда благосостояния, по его мнению, не только позволяет, но и настоятельно требует, чтобы именно с 2009 года начинать этот процесс, чтобы не упустить время. Позже, по его словам, на снижение НДС будет решиться гораздо тяжелее из-за сокращения нефтяных доходов бюджета.
«По логике г-на Шохина, цель снижения НДС -- высвободить для промышленности дополнительные ресурсы для развития. Что, как следствие, может расширить налоговую базу по НДС и другим налогам. Логика г-на Кудрина в другом. По его мнению, начать нужно с другого, со снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых в нефтяном секторе, что будет способствовать увеличению производства в нефтегазовом секторе, расширит налогооблагаемую базу и позволит, как следствие, снизить налоговую нагрузку к 2012 году и на обрабатывающую промышленность», -- пояснил "Времени новостей" заместитель генерального директора аудиторско-консалтинговой группы «Развитие бизнес-систем» Евгений Коновалов. Алексею Кудрину важно отстоять свою позицию еще и потому, что изменение НДС потребует кардинального пересмотра недавно принятого трехлетнего бюджета, -- уточняет эксперт.
«С точки зрения бюджетных интересов министру финансов логично не торопиться со снижением НДС, а направлять усилия на совершенствование администрирования налога», -- соглашается ведущий консультант ООО «Финэкспертиза» Елена Корнетова. Налоговые же предложения крупного бизнеса не отличаются постоянством, напоминает она. «Если следить за логикой г-на Шохина, который предлагает компенсировать выпадающие доходы средствами фондов, то приближение даты снижения ставки вряд ли можно обусловить именно сокращением в будущем профицита бюджета».