Вчера в Варшавском окружном суде состоялось заседание, посвященное следствию о причастности высоких государственных лиц к введению в Польше 13 декабря 1981 года военного положения, которое продолжалось до 22 июля 1983 года. Дело тянется с апреля 2007 года.
Главный обвиняемый -- 84-летний Войцех Ярузельский, в то время занимавший посты первого секретаря ЦК Польской объединенной рабочей партии, премьера, министра обороны и учрежденного им Военного совета национального спасения (ВСНС).
Вместе с ним привлечены ближайшие сподвижники -- 82-летний генерал Чеслав Кищак, тогдашний министр внутренних дел, 80-летний Станислав Каня, успевший побывать во главе партии, а также еще несколько бывших высокопоставленных лиц. Всем им вменяются деяния, повлекшие за собой жестокое подавление бастующих в шахте «Вуек» (погибло девять горняков), интернирование лидеров оппозиции и деятелей независимого профсоюза «Солидарность».
После того как за следствие взялся Институт национальной памяти (ИНП), ВСНС стали именовать «криминальным союзом военного характера, имеющим целью совершение преступлений». Это нечто вроде организованной преступной группы, участникам которой грозит от восьми до десяти лет тюрьмы.
Генерал Ярузельский, поправлявший здоровье после тяжелой болезни в оздоровительном центре минобороны, сам явился в суд. Он в очередной раз взял ответственность за военное положение на себя, повторив, что, по его убеждению, оно стало вынужденной необходимостью и спасением народа. Ярузельский заявил, что хочет открытого и быстрого процесса. В качестве свидетелей он намерен пригласить в суд советского партийного лидера Михаила Горбачева, госсекретаря США Александра Хейга, премьера Великобритании Маргарет Тэтчер и немецкого канцлера Гельмута Шмидта. Пан Каня предлагает дополнить этот ряд Збигневом Бжезинским и Анатолием Грибковым, возглавлявшим штаб вооруженных сил Варшавского договора.
Однако проводивший следствие прокурор ИНП Петр Пентек считает, что заслушивание зарубежных свидетелей не добавило бы к доказательной базе ничего нового. Вместе с тем прокурор выступает за то, чтобы заслушать около двух десятков польских военачальников начала 1980-х и членов Госсовета социалистической Польши, который формально ввел военное положение.
Суд пока не принял решение о вызове новых свидетелей. ИНП обратился к суду с прошением отклонить предложения о их привлечении, дабы не затягивать процесс. Но промедлений избежать вряд ли удастся. Эксперты полагают, что у адвокатов будет повод опротестовать возможный приговор ввиду «ограничения права на защиту».