|
|
N°33, 22 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Альфа-банк играет в политику
Но только на Украине
Украинская «дочка» Альфа-банка ЗАО «Альфа-банк» успешно завоевывает местный рынок. Согласно последним данным, по уровню капитала (73,6 млн гривен) банк занял 21-е место в рейтинге Ассоциации украинских банков.
За 2001 год кредитно-инвестиционный портфель «дочки» Альфа-банка увеличился более чем в 2,5 раза и на 1 января 2002-го составил около 133 млн гривен. С начала прошлого года количество клиентов -- физических лиц увеличилось на 59%, корпоративных клиентов -- на 45%, а по чистым активам украинский Альфа-банк вошел в группу средних банков.
Банк кредитует предприятия реального сектора, в первую очередь базовых отраслей экономики Украины. По словам первого заместителя председателя правления, президента ЗАО «Альфа-банк» Валерия Нилова, наиболее перспективные направления инвестиционной деятельности на Украине -- корпоративные финансы, поскольку в этой части рынка еще мало профессиональных операторов, и управление активами, как собственными, так и клиентскими.
Интересно, что в России Альфа-банк постоянно подчеркивает свою нейтральную политическую позицию. Поэтому банк, как заявил недавно его президент Петр Авен, не стал входить в пул инвесторов, намеревающийся финансировать ЗАО «ТВ-6». Последнее создается журналистами одноименной телекомпании для участия в конкурсе за право вещания на шестом канале. Более того, устав телекомпании СТС, 25% акций которой принадлежит Альфа-банку, напрямую запрещает политическое вещание. По мнению г-на Авена, любой инвестор российского радио или телевидения может автоматически оказаться втянутым в политические игры.
Однако это не мешает Альфа-банку активно вкладывать деньги в одну из крупнейших еженедельных общественно-политических газет Украины «Диорама плюс «Московский комсомолец», а также в ряд других местных средств массовой информации, например в ЗАО «Новый канал», входящий в тройку телеканалов-лидеров, и ЗАО «Наше радио» -- одну из пяти популярнейших на Украине FM-радиостанций. Как в московском, так и в украинском офисе Альфа-банка ситуацию объяснили тем, что финансирование СМИ на Украине -- сугубо коммерческое предприятие, не имеющее никакого отношения к политике. И заверили, что влиять таким образом на политику, тем более оказаться втянутыми в нее, невозможно.
По мнению председателя правления ЗАО «Альфа-банк» Андрея Тарасова, Украина сейчас напоминает Россию три года назад. Украинские компании в первую очередь испытывают потребность в кредитовании. Но ресурсов для этого там недостаточно, поскольку подавляющее большинство местных банков, как, впрочем, и филиалов российских кредитных учреждений, пока плохо капитализировано.
Дальнейшие планы Альфа-банка на украинском рынке поистине грандиозны. В 2002 году планируется увеличить кредитный портфель еще вдвое и по размеру чистых активов войти в группу крупных банков. Кроме того, Альфа-банк собирается существенно расширить свою экспансию в регионах, открыв филиалы в Донецке, Харькове, Днепропетровске и Николаеве. Главная задача, по словам Андрея Тарасова, к 2005 году попасть в пятерку ведущих банков Украины.
Анна ЛЮБИМЦЕВА