Глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин провел вчера в Москве свою первую полноценную пресс-конференцию
в качестве главы этого ведомства. Рассказав о первых успехах СКП (комитет начал работать только с сентября прошлого года) и планах на будущее, он при этом обошел наиболее острые темы, в том числе сложные отношения своего ведомства с Генпрокуратурой.
Как уверяет г-н Бастрыкин, следствию уже удалось в целом восстановить картину наиболее громких преступлений последнего времени -- подрыва пассажирского поезда «Невский экспресс»,
взрыва в автобусе в Тольятти, убийства прокурора Саратовской области
Евгения Григорьева. Правда, подробно рассказывать об этих расследованиях г-н Бастрыкин не стал, и ситуация особо не прояснилась. Так, он сказал, что дело о подрыве «Невского экспресса» уже скоро может быть передано в суд. Однако кто и зачем подрывал поезд, по-прежнему осталось для широкой публики загадкой. «Мы знаем, кто исполнитель этого преступления и где его искать, -- сказал глава СКП. -- Но если нам не удастся его задержать в ближайшее время, то мы выделим уголовное дело в отношении трех выходцев с Кавказа, обвиняемых в рамках данного дела, и направим его в суд».
По поводу убийства саратовского прокурора г-н Бастрыкин лишь сообщил, сколько денег получили убийцы за исполнение заказа. «На «командировочные» было потрачено 20 тыс. руб., еще 70 тыс. было выплачено киллеру, -- рассказал он. -- Вот и оцените, сколько стоит жизнь прокурора». От кого же именно исходил заказ на убийство прокурора и чем этим людям он мешал, г-н Бастрыкин не сказал.
Детально глава СКП остановился лишь на расследовании подрыва рейсового автобуса в Тольятти. Как выяснилось, подтвердилась версия о том, что это был не целенаправленный теракт, а несчастный случай -- самоподрыв бомбы, которую собрал и куда-то вез студент с неуравновешенной психикой. «Молодой человек, заикающийся, одинокий, мама его одна воспитывала, тянула, -- рассказал г-н Бастрыкин. -- Он занимался в колледже и в конце концов ушел оттуда, потому что над ним издевались из-за заикания. Он списал рецепт (взрывчатки. --
Ред.) в Интернете, сел в троллейбус и взорвался».
Также г-н Бастрыкин пообещал, что его ведомство будет «активно, наступательно и последовательно»
вести борьбу с коррупцией, «несмотря на то, нравится это кому-то или нет», отметив, что «разворовывают Россию в огромном масштабе». Как сказал глава СКП, за последние несколько месяцев его подчиненные привлекли к уголовной ответственности более 500 должностных лиц «из высших и средних эшелонов». В качестве примера такой работы г-н Бастрыкин привел дело в отношении замминистра финансов России
Сергея Сторчака, которому ставятся в вину злоупотребления и мошенничество при разрешении вопросов урегулирования внешних долгов страны. «Представьте себе, Счетная палата направляла материалы в отношении Сторчака в Минфин, и полгода никакого ответа, -- посетовал г-н Бастрыкин. -- А реакция пошла только после того, как Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело». Напомнив, что дома у замминистра при обыске было найдено наличными 1 млн евро, глава СКП заметил: «Видимо, для него это так, на карманные расходы».
Правда, глава СКП признал, что коррупция пробралась и в его собственное ведомство: «За четыре месяца к уголовной ответственности привлечены десять наших следователей, в том числе семь -- за должностные преступления. Это много. Мы ведем контроль и смотрим, с кем они общаются, с кем встречаются. Я как-то им сказал: заканчивайте банные дела с бандитами. А если у кого-то появилась дорогая машина или большой загородный дом, будем выяснять, на какие деньги они куплены, даже если они оформлены на тещу».
Что касается планов на будущее, то они оказались стандартными для любого нового ведомства -- расширение штатов и создание различных целевых спецподразделений. Как сказал г-н Бастрыкин, СКП намерен попросить у руководства страны дополнительно увеличить численность сотрудников на 4,5 тыс. человек. Объяснил такую необходимость он тем, что по указу президента РФ о создании СКП его численность была определена в 16 656 сотрудников. «Вместе с военными следователями это 18,5 тыс. человек. Но собственно следователей -- 8,5 тыс., остальные -- это и должностные лица, осуществляющие ведомственный контроль, и госслужащие, и технические работники», -- сказал глава СКП. Как оказалось, хоть общее число чиновников и возросло, число следователей сократилось на 3,5 тыс. по сравнению с периодом, когда следствие было у прокуратуры.
Кроме того, г-н Бастрыкин рассказал, что в ближайшее время в ведомстве планируется создать специальные подразделения по борьбе с преступлениями экстремистской направленности и коррупцией. И еще в СКП появятся подразделения собственной безопасности для защиты следователей. «У нас будут боевые подразделения службы собственной безопасности для физической защиты наших сотрудников. Такое решение уже принято", -- сообщил глава СКП.