Время новостей
     N°50, 26 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2008
Бремя - деньги
Тактическая борьба за снижение налогов увела правительство от обсуждения стратегии развития страны
Благое намерение обсудить глобальные макроэкономические задачи, стоящие перед правительством и страной в ближайшие десять и даже двадцать лет (план Путина, он же "Стратегия-2020"), похоже, перерастает в дискуссию по гораздо более близкой во времени и животрепещущей теме -- о перспективах снижения налогов через год или два. А также о возможном сверхплановом повышении тарифов на электроэнергию и грузовые железнодорожные перевозки.

На итоговой коллегии Министерства экономического развития Виктор Зубков и хозяйка мероприятия -- министр Эльвира Набиуллина пытались обстоятельно поговорить на тему концепции долгосрочного развития страны до 2020 года и даже более долгосрочного прогноза до 2030 года. Но в итоге главной темой коллегии стала возможность снижения налоговой нагрузки на экономику. В результате даже самый убежденный противник снижения налогов -- вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин признал, что налог на добычу полезных ископаемых может быть снижен уже в 2009 году, а налог на добавленную стоимость -- в 2010--2012-м. Впрочем, решение об этом предстоит принимать уже новому правительству во главе с Владимиром Путиным.

По словам премьер-министра Виктора Зубкова, «основные цели экономической политики государства хорошо известны, прежде всего это достижение динамичного и устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности страны». МЭРТ в этой связи он посоветовал сосредоточиться на повышении качества прогнозирования и комплексного анализа последствий предлагаемых решений, чтобы «своевременно выявлять факторы, мешающие развитию экономики».

Выявлением этих факторов и занялась выступавшая следом за премьером Эльвира Набиуллина. Раньше перед российской экономикой стояли две основные проблемы, заявила она. Это инфраструктурные ограничения и нехватка трудовых ресурсов. Сейчас их сменили две другие помехи -- низкая конкурентоспособность отраслей экономики и нехватка «длинных» денег для финансирования. На решении этих проблем и должно сосредоточиться правительство, да и две прошлые проблемы не решены до конца. Так, доля банковских кредитов в объеме инвестиций в основной капитал к 2011 году должна вырасти до 14% с нынешних 9,4. А повышению конкурентоспособности будет способствовать малый бизнес. По мнению главы МЭРТ, развитие малого бизнеса должно стать ключевым приоритетом для российского правительства, с тем чтобы темпы его роста составляли не менее 10% в год. «Мы не можем относиться к малому бизнесу по остаточному принципу», -- полагает г-жа Набиуллина.

Но основная дискуссия все же развернулась вокруг вопроса о снижении налогов. В пятницу, 28 марта, Минфин вносит в правительство свои предложения по совершенствованию налоговой системы. По всей видимости, негативные тенденции в сфере добычи нефти (после многих лет роста наметилось падение) заставили традиционно осторожное ведомство покуситься на святое -- на неприкосновенность российского бюджета. Вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что его ведомство инициирует уменьшение налогового бремени на нефтяников со следующего года. Повод должен быть очень веским. Тем более что накануне, как уже писала газета «Время новостей», Минфин окончательно проиграл схватку с «Газпромом» на предмет повышения налога на добычу газа.

«Мы внесем предложения о снижении налоговой нагрузки на 100 млрд (рублей) с 2009 года», -- сообщил г-н Кудрин. По словам министра, эти предложения являются первым шагом поддержки «инновационных механизмов прежде всего за счет налога на прибыль и амортизационных отчислений». Как пояснил Интерфаксу источник в Минфине, предложения касаются изменения корректирующего коэффициента, который используется при расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в нефтяной отрасли. Они позволят снизить налоговую нагрузку с каждой добытой тонны на 6 долл. По его словам, инициатива изменения коэффициента исходит от Минпромэнерго, которое обосновывает необходимость принятия таких изменений стагнацией добычи нефти, наблюдаемой в начале 2008 года. Источник пояснил, что при принятии этой формулы разработчики исходили из того, что «величина 9 долл. за баррель характеризует себестоимость производства, а налог берется вне зависимости от издержек, просто с тонны добываемого полезного ископаемого». «Понятно, что формула, принятая шесть лет назад, уже себя не оправдывает, поэтому нужно каким-то образом ее модифицировать», -- говорит чиновник. В связи с этим, по его словам, было принято решение с 2009 года изменить формулу, увеличив величину себестоимости с 9 до 15 долл. за баррель.

Российские нефтяные компании в прошлом году только в виде НДПИ заплатили в бюджет около 48 млрд долл. В этом контексте 100 млрд руб. на всех выглядят символической уступкой, но, с другой стороны, это больше, чем ничего. Тем более что правительство уже близко подошло к введению новых жестких инвестиционных обязательств на нефтяные компании, связанных с требованиями утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Вопросы закрепления 95-процентного уровня переработки ПНГ и принятия суровых санкций за несоответствие этим требованиям будут рассмотрены сегодня на заседании правительственной комиссии по ТЭК.

Ранее Минфин категорически отвергал возможность смягчения фискальных обязательств нефтяного сектора. На прошлой неделе стало известно, что с идеей видоизменить принцип налогообложения нефтяной отрасли (уменьшить налоги, взимаемые с выручки, в частности НДПИ, увеличив изъятия из прибыли) выступила «Роснефть». О чрезмерности нагрузки на нефтяные компании в разное время высказывались Минпромэнерго и Минэкономразвития, но позиция Минфина была непреклонной. Так в январе курирующий налоговую политику в финансовом ведомстве замминистра Сергей Шаталов говорил, что российские власти исчерпали возможности снижения налоговой нагрузки в условиях существенного роста социальных расходов государства и неопределенности на мировых рынках.

К тому же в этот понедельник на специальном совещании у Владимира Путина было принято окончательное решение не трогать НДПИ на газ до 2010 года включительно, а увеличивать ставку только после выхода внутренних цен на газ на уровень равнодоходности с экспортом в Европу (запланирован на 2011 год). Это решение вчера официально подтвердил и г-н Кудрин, сославшись на значительность инвестиционной программы «Газпрома». При том, что сейчас годовые сборы за добычу газа со всех вместе взятых компаний составляют около 100 млрд руб., или в 12 раз меньше, чем платят нефтяники.

Впрочем, после такой жертвы даже думать о возможном снижении других налогов Алексею Кудрину стало уже совсем нестерпимо. По расчетам Минфина, снижение налога на добавленную стоимость до 12--13%, на что очень рассчитывает как сырьевой, так и весь остальной бизнес, приведет к выпадению доходов в размере 2% ВВП. При этом восстановление за счет увеличения собираемости произойдет не раньше чем через 8--12 лет. «2% ВВП -- это все расходы на национальную оборону или вся базовая часть пенсий», -- привел г-н Кудрин наглядный пример.

Впрочем, он сразу же оговорился, что готовность расчетов по этому вопросу минимальная. В пакете налоговых предложений, которые будут внесены в правительство на этой неделе, никаких изменений НДС не предусмотрено. А премьер-министр Виктор Зубков, давая такое поручение, обращал внимание на необходимость «проработать и внимательно, с расчетами, подойти сознательно к этому решению». Предложения по НДС будут подготовлены лишь к августу. А возможное снижение НДС если и произойдет, то, по словам г-на Кудрина, уже в следующей трехлетке, с 2010 по 2012 год. При этом министр финансов отметил, что мировая тенденция заключается в снижении налога на прибыль, так как его трудно собирать из-за развития транснациональных компаний, а тенденция по НДС, наоборот, направлена вверх.

По мнению г-жи Набиуллиной, снижение НДС должно состояться в 2010 году и быть довольно радикальным. «Незначительное снижение -- на один-два процентных пункта -- положительного эффекта по экономике не даст», -- убеждена она. При этом она впервые озвучила позицию МЭРТ касательно замены НДС налогом с продаж. И тут ее мнение полностью совпало с позицией г-на Кудрина. «Нет необходимости менять НДС на налог с продаж -- это достаточно рискованный шаг, и у него есть негативные последствия. Правильнее двигаться в направлении снижения НДС, но необходимо просчитать все бюджетные последствия и последствия для экономики», -- сказала глава Минэкономразвития.

Алексей Кудрин на критике налога с продаж остановился более подробно. За период с 1990 по 2007 год количество стран, применяющих НДС, выросло с 48 до 120, и только пять стран перешли на налог с продаж, из которых три страны, «разочаровавшись в налоге с продаж, вернулись обратно к НДС», поделился он своими знаниями с участниками коллегии. Глава Минфина сообщил, что налог с продаж, который собирается в США, дает лишь 2,2% ВВП, а НДС в России -- 6,3%.

Участвовавший в заседании коллегии президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин счел нужным поторопить правительство со снижением НДС. По его словам, «подушка безопасности в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не только позволяет, но и требует начать этот процесс с 2009 года. В следующей трехлетке, в 2010--2013 годах, трудно будет на это решиться, так как нефтегазовый трансферт будет снижаться, будет дополнительный контраргумент в виде снижения возможности компенсации выпадающих доходов за счет резервов».

При этом, по мнению г-на Шохина, выпадающие доходы можно компенсировать и за счет неналоговых механизмов, в частности за счет приватизации. «Активность государства по увеличению госактивов, происходящая сейчас и выходящая за рамки, обозначенные действующим и избранным президентами, позволяет рассчитывать на увеличение доходов от приватизации, в том числе путем проведения IPO», -- сказал г-н Шохин. «Если жизнь заставит искать дополнительные возможности мобилизации доходов, то правительство вполне может с этим справиться», -- считает глава РСПП.

И в этом вопросе он неожиданно нашел понимание со стороны Алексея Кудрина. «Было сказано, что все лакомые куски уже проданы. Но это не так», -- заявил министр финансов, напомнив, что в план приватизации на 2008 год не вошли пакеты акций страховых, авиационных и автомобильных компаний.

Кроме того, как стало известно в кулуарах коллегии, правительство рассматривает возможность увеличения утвержденных ранее предельных значений тарифов на электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки на 2009--2010 годы. Об этом журналистам рассказал замминистра экономического развития Андрей Белоусов. Тарифы на газ при этом трогать не будут. МЭРТ внес в правительство сценарные условия развития российской экономики на 2009--2011 годы, на основе которых рассчитываются федеральный бюджет на будущий год и трехлетний финансовый план.

Директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ, экономики природопользования МЭРТ Денис Аскенадзе в свою очередь объяснил повышение корректировки тарифов тем, что «меняются исходные условия у ряда компаний (монополия), есть обязательства по инвестпрограммам». В частности, по его словам, у РЖД увеличиваются затраты по обслуживанию основных фондов (ремонт парка), а также в связи с подготовкой к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи.

Весной 2007 года правительство утвердило предельный рост тарифов на электроэнергию, газ и грузоперевозки. Так, планировалось, что регулируемые тарифы на электроэнергию будут увеличены в 2008 году на 12%, в 2009-м -- до 12,5%, в 2010-м -- 13,5%. Для населения -- 14, 15 и 18% соответственно. Ожидалось, что цена на газ, реализуемый населению, в 2008 году вырастет на 25%, в 2009--2010 годах -- на 27,7% ежегодно. Прирост тарифов на грузоперевозки в среднем не должен был превысить в 2008 году 11%, в 2009-м -- 9%, в 2010-м -- 8%. На пассажирские перевозки -- соответственно 14, 13 и 12%.

Вера СИТНИНА, Алексей ГРИВАЧ
//  читайте тему  //  Налоговая реформа