Лондон готовится к встрече высокого гостя -- сегодня президент Франции Николя Саркози со своей
новоиспеченной супругой Карлой Бруни-Саркози прибывает в Великобританию с двухдневным официальным визитом. Парижские гости разместятся в Виндзорском дворце и будут удостоены аудиенции королевы Елизаветы II. Для мсье Саркози визит станет важным политическим мероприятием, нацеленным на улучшение несколько охладевших отношений Парижа с Туманным Альбионом. Многие эксперты не без ехидства замечают, что не менее важной целью является улучшение имиджа самого президента. Французы уже устали от историй о разводе Саркози и его женитьбе в феврале на бывшей фотомодели, а репортажи о визите в Лондон придадут президентской чете более солидный облик.
Встреча гостя с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном намечена на завтра. Николя Саркози привез весомый набор предложений по активизации взаимодействия обеих стран в самых разнообразных сферах --
от сотрудничества в создании АЭС нового поколения до укрепления рядов Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане. Хозяин Елисейского дворца, как стало известно накануне, намерен проинформировать Гордона Брауна, что Франция готова дополнительно направить в Гиндукуш тысячу солдат.
Помимо этого оба политика намерены обсудить совместные действия по противодействию мировому кредитному кризису, укреплению взаимной безопасности и решению проблем с иммиграцией. Как сообщает лондонская газета «Санди таймс», накануне визита один из французских дипломатов заявил: «Мы хотим нового франко-британского братства XXI века».
Очевидно, что недавние взаимные предубеждения французов и британцев уходят в прошлое. В последние годы источником трений были разногласия в отношении войны США в Ираке -- в отличие от Парижа Лондон поддержал ее с энтузиазмом. «Нельзя доверять людям, которые так плохо готовят», -- с нескрываемым пренебрежением к Лондону и теперь уже бывшему премьеру Тони Блэру говорил прежний президент Франции Жак Ширак. Но теперь в Париже модно считать, что лишь два «мотора» -- Франция и Германия -- все равно не смогут повести Европу вперед.
В Германии сближение Франции и Великобритании вызывает противоположные эмоции. Берлин скорее испытывает чувства ревности и пытается понять, почему президент Франции изменил курс. Итоги первых двусторонних встреч между Николя Саркози и канцлером ФРГ Ангелой Меркель внушали немцам оптимизм. Канцлер подхватила французскую идею замены конституции ЕС на договор о реформах. В ходе общения с Меркель мсье Саркози -- правда, по его словам, сперва ему «пришлось чуть-чуть надавить на канцлера» -- удалось продвинуть свой вариант реорганизации структуры управления совместным аэрокосмическим концерном ЕАДС.
Однако канцлеру Меркель и президенту Саркози не удалось окончательно договориться о судьбе амбициозного французского проекта -- создания «Средиземноморского союза». Организатором и вдохновителем сближения государств бассейна Средиземного моря, по планам Саркози, должен был стать Париж. Канцлер Меркель отнеслась к этой идее прохладно, полагая, что во внешнеполитических действиях страны ЕС должны действовать сообща. В итоге в середине марта на встрече глав государств и правительств стран Евросоюза были приняты лишь размытые заявления о стремлении ЕС к сотрудничеству со странами Средиземноморья в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Правда, у Саркози остается шанс устроить яркое внешнеполитическое шоу. В июле, накануне национального праздника Франции, по приглашению президента в Париж прибудут все главы государств и правительств стран ЕС, а также высшие руководители Марокко, Ливии, Израиля и Туниса. Это будет первая серьезная попытка Франции вдохнуть жизнь в «Средиземноморский союз». Во второй половине года Франция будет председательствовать в ЕС.