Массовое строительство высокотехнологичных медицинских центров в перспективе требует поточного «производства» высококвалифицированных специалистов. Соответствующие методики обучения были разработаны ведущими отечественными медицинскими образовательными учреждениями еще в конце прошлого века. Академик РАМН и заведующий кафедрой лучевой диагностики Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Сергей ТЕРНОВОЙ писал концепцию организации и подготовки кадров еще для первых в нашей стране диагностических центров, открытых с 1988 по 1991 год, когда министерский пост занимал знаменитый кардиохирург Евгений Чазов. Тогда три новые клиники, оснащенные по последнему слову техники, были построены в Москве, две в Санкт-Петербурге, две в Киеве и по одной во всех городах-миллионниках. Сейчас академик Терновой готовит кадры уже для высокотехнологичных клиник XXI века. О проблемах их подготовки он рассказал корреспонденту «Времени новостей» Галине ПАПЕРНОЙ.--Что можно сказать о тех специалистах, которых отобрали для работы в первом высокотехнологичном центре, недавно открытом в Пензе?--Все ребята очень активные, они понимают, что впереди у них большие зарплаты. Они закреплены за кардиоцентром, но лично я учил их лучевой диагностике. У меня обучалось четыре человека, и этого, конечно, недостаточно для такого большого центра. Но хоть что-то. Да и на подготовку отвели всего полтора месяца. За этот период можно узнать только, где у аппарата какие кнопки. Чтобы научиться диагностике, требуется как минимум год. Поэтому подобное интенсивное обучение должно быть регулярным.
-- Как можно оценить подготовку медкадров в нашей стране по меркам развитых стран?-- Чтобы ответить на этот вопрос, сразу стоит сказать, что обучение проходит в три этапа. На первом проходит додипломная подготовка. Наши студенты занимаются 108 часов рентгенологией и 36 часов делают самостоятельную работу, что позволяет говорить о хорошем уровне их подготовки. Если сравнивать с количеством часов у европейских студентов и американских, то наши находятся где-то посередине. Этот этап длится пять лет. Второй этап -- профподготовка. Для этого в России отводится два года клинической ординатуры, в Европе этот этап занимает четыре года, в США -- пять лет. Но и по завершении столь длительного последипломного образования там врач становится только общим рентгенологом. Если он хочет стать, скажем, узким специалистом по маммографии, ему надо специализироваться дальше. Для нас же и два года большой прорыв, до последнего времени все постдипломное обучение специалиста умещалось в пять месяцев. Третий этап -- так называемое продолженное профессиональное обучение. И оно длится всю жизнь. Здесь у нас просто беда. Официально повышать свою квалификацию врачи должны раз в пять лет, на что отводится 144 часа. А глобальные революции в диагностике происходят каждые три года.
За рубежом врач не может отстать от информационного потока по своей специальности. Он обязан набирать условные баллы, которые можно получить как публикуя статьи, так и посещая научные конференции. Эта система стимулирует врача систематически получать знания. Благодаря этой системе и неусыпному контролю профессиональных ассоциаций средний врач на Западе значительно сильнее нашего среднего.