Представители двух крупнейших в мире государственных стабилизационных фондов (или, согласно принятой международной терминологии, национальных фондов благосостояния -- Sovereign Wealth Funds) подписали с минфином США соглашение, содержащее взаимные правила поведения. Под документом поставили подписи министр финансов США Генри Полсон и представители властей Сингапура и ОАЭ. По статистике Международного валютного фонда на февраль, рыночная стоимость активов, находящихся под управлением Abu Dhabi Investment Authority составляет 250--875 млрд долл., а активов под управлением сингапурского фонда Government Investment Corporation -- от 100 до 330 млрд долларов.
Примечательно, что именно два этих фонда
уже вложили крупные суммы в капитал Citigroup в разгар кризиса ликвидности. «Инвестиционные фонды Сингапура и ОАЭ являются авторитетными и уважаемыми, и тот факт, что они заключили с нами это соглашение, показывает их реальное лидерство, -- приводит Интерфакс слова Полсона. -- США приветствует инвестиции государственных инвестфондов и ждет продолжения сотрудничества с этими двумя фондами, а также другими странами, направленного на поддержание инициатив в рамках предложений МВФ и ОЭСР».
Желание как-то отрегулировать правила для госфондов, чтобы защититься от возможных «политизированных инвестиций» приобрело конкретные черты в прошлом году: в США был принят закон об иностранных инвестициях и нацбезопасности, ЕС приступил к обсуждению собственного аналогичного законодательства, а «восьмерка» поручила МВФ разработку общих правил. Вместе с тем очень многие эксперты оценивали угрозу политических инвестиций госфондами как мнимую, полагая, что на самом деле Запад хочет защититься от обладающих серьезными ресурсами России и Китая. «Мир осознал, что Китай и Россия, а не только Норвегия или послушные правительства в арабском мире обладают огромными финансовыми ресурсами», -- говорил, в частности, «Времени новостей» профессор Высшей школы экономики Мартин Гилман. Он отмечал, что опасения Запада усиливаются, поскольку у Пекина и Москвы есть собственная международная повестка и нет желания доверять управление своими фондами западным инвестбанкам.
МВФ пока не закончил работу над своими рекомендациями, концентрируясь на изучении самого института Sovereign Wealth Funds и выявлении наилучшей практики управления имеющимися фондами. Подписание соглашения между США, Сингапуром и ОАЭ в четверг фактически оказалось приурочено к обсуждению SWF на совете директоров МВФ в пятницу. Соглашение при этом выглядит достаточно декоративным документом. Создается даже впечатление, что в Белом доме борются не с угрозами, исходящими от госфондов, а с опасениями, которые они вызывают внутри страны. Администрация, с одной стороны, показывает, что не игнорирует эту тему, а с другой -- не прилагает революционных усилий.
В соглашении сформулированы девять принципов работы госфондов, причем пять из них определяют правила для самих SWF, а четыре -- правила поведения для стран, куда инвестируются ресурсы SWF.
Так, администраторы госфондов из Сингапура и ОАЭ взяли на себя обязательства принимать решения исключительно из коммерческих соображений, а не на основе геополитических целей своих правительств; полнее раскрывать информацию о деятельности фондов (включая цели инвестирования и финансовые показатели) для стабильности рынков и повышения доверия со стороны стран-получателей; иметь сильные управляющие структуры, системы внутреннего контроля, операционного и риск-менеджмента; честно конкурировать с частным сектором; уважать правила инвестирования, действующие в странах-реципиентах.
Генри Полсон от лица стран-получателей инвестиций подписался под обещанием не возводить протекционистских барьеров для портфельных и прямых инвестиций со стороны госфондов; обеспечивать предсказуемые правила инвестирования; не подвергать инвесторов дискриминации, а также уважать решения инвесторов и по возможности не вмешиваться в процесс. «Все ограничения для инвестиций по причинам национальной безопасности должны быть пропорциональны рискам, которые такие сделки несут для национальной безопасности», -- гласит последний принцип.
Российские чиновники пока не комментировали подписанную в Вашингтоне бумагу. Вместе с тем известно, что Москва против излишнего регулирования деятельности SWF. В четверг, комментируя Интерфаксу материалы к совету директоров МВФ, источник в Минфине отметил, что Россия сомневается в возможности создания эффективного свода правил или кодекса, которому будут подчиняться все фонды. Чиновник пояснил, что у всех фондов разные задачи и цели, а также разные механизмы их реализации -- следовательно, нет и единого рецепта.
Андрей ДЕНИСОВ
Официальный представитель МВФ Дэвид Холи заявил, что руководство фонда вскоре предложит новый «пакет реформ», касающийся перераспределения акционерных квот в капитале фонда. Отвечая на вопрос
ИТАР-ТАСС, он напомнил, что 11 марта в совете директоров фонда состоялось обсуждение этой темы, которое он назвал "хорошим и продуктивным". Суть предложений, выдвигаемых руководством МВФ, и реакция на них со стороны членов организации уже в общих чертах известны. Фактически речь идет о сохранении нынешней ситуации, при которой США по-прежнему будут иметь в фонде блокирующий пакет голосов, а около трети голосов останется за их европейскими партнерами. Вашингтон оправдывает поддержку такой инициативы ссылками на то, что по предлагаемой новой формуле расчета квот ему по идее была бы положена прибавка в голосах, но он от нее отказывается. Формально цель нововведений заключается в том, чтобы привести квоты в "большее соответствие" с реальным удельным весом стран в мировой экономике, а также "усилить роль" стран с развивающейся и переходной экономикой при принятии решений в МВФ. Известно, однако, что около 50 стран -- членов фонда, включая Египет, Иран и Индонезию, выступили против этого предложения, причем именно потому, что оно плохо отвечает заявленным целям. Эту позицию поддержала и Россия. По словам специалистов, дело даже не только в том, что действующая квота для нашей страны снижается с 2,7% до 2,4%. Более неприятно то, что при предлагаемой формуле положение принципиально не изменится и в перспективе, даже при сохранении в России высоких темпов роста. В схожей ситуации находятся и другие нынешние лидеры экономического роста, прежде всего Китай и Индия. Но они не выступают против предложенной схемы, возможно, потому, что она помимо общей формулы предусматривает и «персональные надбавки» для отдельных стран. По данным
«Времени новостей», такие «надбавки» обещаны, в частности, Индии и Бразилии.