Законопроект о торговле, разработкой которого Министерство экономического развития занимается более двух лет, получил одобрение бизнес-сообщества. Спустя полгода еженедельных заседаний рабочей группы сторонам удалось прийти к компромиссу. Впрочем, считать этот вариант окончательным нельзя.
Минэкономразвития, как рассказали «Времени новостей» в ведомстве, еще продолжает доработку документа, чтобы в ближайшее время разослать его для согласования в заинтересованные ведомства.
Да и называть этот вариант согласованным следует с некоторой долей условности. Интересы различных представителей бизнеса, занятых в торговле, настолько противоречат друг другу, что удовлетворить всех, видимо, не представляется возможным. Подготовленный вариант представляет максимально возможный компромисс между всеми заинтересованными сторонами с уклоном в сторону защиты интересов государства и некрупного бизнеса.
Как рассказала "Времени новостей" одна из участниц рабочей группы, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Дина Крылова, заметным достижением деятельности рабочей группы она считает замену разрешительного порядка ведения торговой деятельности на уведомительный.
Законопроект, по мнению его авторов, призван защитить интересы малых участников рынка от чрезмерной рыночной силы крупных сетевых компаний и особенно продовольственных ритейлоров, с чем последние категорически не согласны. Не устраивает бизнес и регулирование цен на социально значимые товары. Однако, по словам г-жи Крыловой, «вводимые ограничения -- политическая воля, и весь бизнес это понимает».
В частности, законопроект предусматривает такую меру, как государственное регулирование цен на социально значимые товары. Но это исключительная экстраординарная мера, заявил директор департамента госрегулирования внутренней торговли МЭРТ Павел Волков, введению которой предшествует определенный порядок. Законом установлен закрытый перечень из десяти пунктов, среди которых хлеб, молоко, мясо, подсолнечное масло, соль и сахар. Однако наличие закрытого списка не означает, что ограничения будут действовать на все его пункты сразу. МЭРТ и Минсельхоз в случае резкого повышения цен на какой-либо товар должны провести обстоятельный анализ и изложить его результаты в докладе, направляемом в правительство, которое и вводит ограничения. Максимальный срок действия ограничений составляет 180 дней. По закону их можно будет вводить только в случае резкого повышения цен. В зависимости от ситуации постановлением правительства могут быть либо введены предельные размеры торговых наценок, либо установлены фиксированные государственные цены.
На введении этой меры настаивал Минсельхоз. По мнению министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, наценки торговых компаний на сельхозпродукцию составляют порядка 30--40%. Правда, Министерство финансов выступало решительно против этой нерыночной, по их мнению, меры, так что ее судьба пока окончательно неизвестна. Против этой меры выступали и абсолютно все бизнесмены, занятые в торговле. А вот норма закона, ограничивающая присутствие на рынке, наоборот, выгодна мелким компаниям, но серьезно ущемляет интересы крупных торговых сетей.
Кроме того, законопроект вводит понятие доминирования на рынке розничной торговли. Эта одна из самых важных и необходимых мер, которая направлена на поддержку и развитие конкурентной среды, поясняют авторы документа. По законопроекту доминирующим положением считается доля в 15% рынка. Для продовольственных и медицинских товаров границей рынка признается территория муниципального района или городского округа, а для рынка непродовольственных товаров -- границы субъекта Российской Федерации. Максимальная доля рынка, которую субъект может достигать, составляет в законе 35 %.
Хлеб в Приморье не подорожает до 1 октябряАдминистрация Приморского края и руководство крупных магазинов 24 марта договорились ограничить торговую надбавку на основные продукты питания. Подписанное соглашение предусматривает, что сети супермаркетов не будут поднимать торговую надбавку выше 10% на некоторые сорта хлеба, молока, растительного масла и яиц. Документ вступает в силу уже 25 марта и будет действовать до 1 октября 2008 года. "В первую очередь эти меры направлены в поддержку людей с низкими доходами, которых особенно касается рост цен на самые востребованные продукты питания", -- отметили в администрации края.
Принимать экстренные меры администрацию Приморья заставил недавний случай резкого повышения стоимости популярного сорта хлеба "Подольский" во Владивостоке. 15 марта основной производитель хлеба -- компания "Владхлеб" подняла цену на хлеб сразу на 25%. Вместо привычных 18--19 руб. буханка стала стоить 25--27 руб. Это вызвало недовольство граждан и общественных организаций. В начале прошлой недели ситуации с ценами на хлеб в Приморье даже вынужден был посвятить отдельное совещание премьер-министр России Виктор Зубков.
Причиной столь резкого повышения стоимости продукции руководители "Владхлеба" назвали рост цен на муку и топливо. При этом в других муниципальных образованиях цена на хлеб практически не изменилась.
Вчера цены на хлеб во Владивостоке вернулись к прежнему уровню. Для этого была снижена розничная наценка на хлеб с 25--40% до 10, а также произведена закупка для нужд предприятий 12 тыс. тонн зерна из интервенционного фонда Министерства сельского хозяйства РФ по цене на 25% ниже рыночной. Кроме того, хлебопеки из других городов и районов края смогли оперативно наладить поставки во Владивосток хлеба по 13--18 руб. за буханку.
«Время новостей»
Россияне не хотят протестовать против роста ценРоссиян тревожит рост цен, но на акции протеста они не пойдут -- таковы результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Уровень протестных настроений в России в настоящее время самый низкий за все время измерения социологами, передает
ИНТЕРФАКС. Так, по данным ВЦИОМ, в настоящее время только 21% опрошенных считают вполне возможными массовые выступления населения против падения уровня жизни в том городе или сельском районе, где они проживают. Для сравнения: еще в марте 2005 года об этом заявлял почти каждый второй респондент (47%). По данным социологов, сегодня большинство граждан страны (69%) считают такие акции маловероятными.
Ощущение, что массовые протестные выступления вполне возможны, в Москве и Санкт-Петербурге распространено более (39%), чем в других крупных городах (29%) и тем более в средних и малых городах и в селах (15--20%). Наиболее вероятными причинами акций протеста, выяснили эксперты в ходе опроса, могут стать инфляция (на нее указывают 38% респондентов), низкий уровень жизни, маленькие зарплаты (27%), рост тарифов на услуги ЖКХ и плохая работа коммунальных служб (15%), безработица (13%), низкие пенсии и пособия (12%), коррупция (8%).
По сравнению с опросом годичной давности (март 2007 года) россиян стал больше тревожить рост цен -- год назад на эту причину ссылались 13%, теперь 38%. Одновременно менее остро стали восприниматься такие проблемы, как низкий уровень жизни и маленькие зарплаты (снижение показателя с 41 до 27%), низкие пенсии и пособия (с 25 до 12%), рост тарифов на услуги ЖКХ (с 22 до 15%), безработица (с 17 до 13%).
Если массовые выступления протеста состоятся, лично готовы принять в них участие 18% опрошенных. За последние четыре года это также самый низкий показатель: в марте 2005 и 2006 годов о готовности участвовать в протестных акциях говорил каждый третий (33--35%)., в конце 2006-го и на протяжении 2007 года -- 22--24%.
Большинство респондентов (72%) скорее всего не станут принимать участие в массовых выступлениях протеста.
Опрос ВЦИОМ проводился в середине марта в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.