|
|
N°49, 25 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сказка в томатном соусе
"Спайдервик: хроники" на московских экранах
Несмотря на свою фамилию (которая в переводе с английского означает «благодать»), семейство Грейс сложно назвать счастливым: матушка Хелен (Мэри-Луиза Паркер) собирается разводиться с мужем и по такому поводу переезжает из Нью-Йорка в забытое богом поместье Спайдервик. Вместе с ней туда отправляются и ее дети: старшая дочь Мэллори (Сара Болджер), помешанная на фехтовании, и двое сыновей-близнецов -- знайка Саймон и гиперактивный плохиш Джаред (оба -- Фредди Хаймор, сыгравший заглавную роль в «Чарли и шоколадной фабрике» Тима Бертона и озвучивший хорька-деймона главной героини «Волшебного компаса»). Викторианский дом, доставшийся Грейсам от не вполне, кажется, вменяемой тетушки, убежденной, что все вокруг кишит странными существами, более всего походит на особняк семейства Адамс и хранит в себе немало секретов (например, зачем здесь столько кетчупа?). Главную же из тайн обнаруживает, роясь на чердаке, неугомонный Джаред -- среди хлама находится явно старинная книга, снабженная угрожающим предупреждением, что открывать ее не стоит ни под каким видом. Предостережение, разумеется, немедленно летит в тартарары, книга открывается -- и Спайдервик и окрестности наполняются существами самого разного вида и нрава: гоблинами, троллями, эльфами, сильфидами и прочим «лесным народцем», которому даже в древних сказаниях не нашлось названий. А сам фолиант не что иное, как справочник-путеводитель по параллельному миру, составленный некогда первым хозяином дома Артуром Спайдервиком, некогда исчезнувшим при весьма странных обстоятельствах, Так что теперь скучать младшим Грейсам не придется -- за книгой (а параллельно и за близнецами) начинает охоту злобный орк Мульгарат (Ник Нолт)...
Как и собственно особняк Спайдервик, фильм Марка Уотерса (более всего известного по не самым дурным молодежным комедиям вроде «Чумовой пятницы» и «Дрянных девчонок») кажется населенным самой разнообразной и не сказать чтобы незнакомой живностью -- то послышится за кадром поскрипывание дверей платяного шкафа из «Хроник Нарнии», то протопочут мохнатые ноги толкиеновских хоббитов, то загнусит из пыльного угла домовой Доббри из «Гарри Поттера», а то и раздастся эхо трубного зова слонов и носорогов из «Джуманджи». Все это не слишком-то ново, но неизбежно -- фэнтези такого рода (дети в столкновении с неведомым) неизменно делаются по одной и той же схеме, и тот, кто сумеет придумать в этом формате что-то принципиально новое, станет миллионером и нобелевским лауреатом одновременно. Со «Спайдервиком» явно не тот случай: фильм поставлен по серии книг, созданных Холли Блэк и иллюстратором Тони де Терлиззи, занятных, но жанр не переворачивающих (примечательно, кстати, что создатели картины не рискнули -- возможно, из-за провала «Волшебного компаса» -- заявлять свой фильм как начало долгоиграющего бренда, а просто уместили все пять книжек серии в один сценарий, так что продолжение последует навряд ли). Тем не менее кино получилось вполне состоятельное -- есть над чем посмеяться, чему ужаснуться, а то и похлопать себя по коленкам в азарте очередной погони. Тем более что команду здесь собрали на редкость первоклассную: оператором стал Калеб Дешанель (снявший множество классических лент в диапазоне от «Будучи там» Хэла Эшби до «Страстей Христовых» Мела Гибсона), художником выступил Джеймс Биссел («Инопланетянин» Спилберга, «300 спартанцев» Зака Снайдера -- от последнего явно позаимствована чрезмерная мрачность иных эпизодов, не вполне предназначенная для дошкольных глаз), а музыку написал Джеймс Хорнер, в фильмографии которого можно найти и «Коммандо», и «Гринча -- похитителя Рождества», и наконец, ни много ни мало -- «Титаник». Так что смотреть на приключения Грейсов можно и нужно зрителям практически всех возрастов (за исключением, пожалуй, разве что самых маленьких, которых иные существа могут преизрядно напугать). К тому же весьма любопытно наблюдать за Фредди Хаймором: если во времена «Чарли» он казался очередным карамельным мальчуганом со смешным прикусом, то сейчас понятно, что это в перспективе весьма мощный актер -- он умудрился сыграть близнецов не просто разными, но наделил их совершенно уникальными индивидуальностями, а это не всякому взрослому под силу.
Что же до помянутого выше кетчупа, то всему находится объяснение -- именно этот продукт несколько неожиданно оказывается единственным средством, с помощью которого можно победить нечисть. Но никакого «продакт плейсмента» -- просто в сказочной стране свои законы.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ