В Махачкалу из Москвы вчера прибыла группа сотрудников центральных аппаратов МВД, Следственного комитета при Генпрокуратуре России (СКП) и ФСБ РФ для участия в расследовании сразу двух громких преступлений, совершенных в минувшую пятницу. Жертвами убийц стали два дагестанских журналиста, один из которых погиб в Москве, другой -- в центре Махачкалы. Тело Ильяса Шурпаева, начинавшего свою журналистскую карьеру в Дагестане, а затем ставшего репортером «Первого канала», со следами насильственной смерти было обнаружено в ночь на пятницу в квартире, которую он снимал последние две недели на северо-востоке Москвы. Спустя несколько часов после его гибели пришло сообщение еще об одном убийстве -- в центре Махачкалы в собственной машине был расстрелян 58-летний директор ГТРК «Дагестан» Гаджи Абашилов. От полученных ранений он скончался на месте. Расследование обоих преступлений взял под личный контроль генпрокурор Юрий Чайка.
Официальных версий за прошедшие выходные не высказывали ни московские, ни дагестанские следователи. В неофициальных беседах сыщики говорили, что убийство Шурпаева скорее всего носит бытовой характер, но могло быть связано и с профессиональной деятельностью. В расстреле же директора ГТРК источники, близкие к следствию, уже усмотрели политический след. Г-н Абашилов был одним из самых известных в республике журналистов и в последнее время постоянно находился в центре политических скандалов, связанных с борьбой за власть в Дагестане. Связаны ли эти два убийства между собой и если да, то как именно, пока не решился сказать никто. По мнению дагестанских коллег, Шурпаев и Абашилов входили в так называемый черный список, который завели оппозиционные действующей власти Дагестана силы. Республиканские силовики уверены, что обе смерти являются трагическим совпадением.
Об убийстве 32-летнего дагестанского журналиста Ильяса Шурпаева стало известно в минувшую пятницу около двух часов ночи, когда жильцы 17-этажного дома по улице Вешних вод, дома №2, сообщили о пожаре. Очагом возгорания оказалась прихожая квартиры. Когда пожар стали тушить, то в комнате на диване было обнаружено «тело мужчины с колото-резаными ранами и с брючным ремнем на шее». «По мнению экспертов, погибшего сначала ударили ножом в сонную артерию, -- рассказал наш источник, близкий к следствию. -- Затем, истекающего кровью, еще живого, задушили мужским кожаным ремнем. В результате асфиксии он и скончался». По версии следствия, убийцы подожгли квартиру, заметая следы.
СКП возбудил уголовное дело по факту убийства, расследованием занялось СУ СКП Северо-Восточного округа Москвы. «Жильцы дома и консьержка рассказали, что накануне около десяти вечера к Шурпаеву пришли гости -- два выходца с Кавказа, -- сообщил источник. -- Убитый попросил консьержку пропустить гостей, а около двух часов ночи они ушли. В доме ведется видеонаблюдение, и кассета с записью изъята. На записи отчетливо видны лица посетителей Шурпаева, и их личности устанавливаются».
Следствие заявило, что отрабатывает все версии -- как бытовые мотивы совершенного преступления, так и убийство из-за профессиональной деятельности. Внимание сыщиков привлек тот факт, что журналист знал своих убийц, так как сам впустил их в квартиру. «Версия ограбления отпала сразу. В квартире было много ценных вещей Шурпаева, но ни на дорогой ноутбук, ни на кредитки преступники не позарились», -- отметил источник.
Сейчас эксперты анализируют изъятые вещдоки и изучают переписку Ильяса Шурпаева на интернет-порталах livejournal.com (Живой журнал, ЖЖ) и odnoklassniki.ru -- на этих сетевых ресурсах погибший общался с респондентами всего за несколько часов до смерти. Его последней записью в ЖЖ стал комментарий к скандалу, разгоревшемуся на прошлой неделе вокруг одной из дагестанских газет. Бывший главный редактор частной газеты «Настоящее время» Андрей Меламедов сделал заявление, что в республике существует список «категорически запрещенных к упоминанию людей на страницах этого издания». По его словам, в этом списке «были и Ильяс Шурпаев, и Гаджи Абашилов». Вошли в черный список и другие известные журналисты, общественные деятели Дагестана. В последней интернет-записи в ЖЖ Ильяс Шурпаев выразил искреннее недоумение упоминанием своей фамилии в этом списке: «В политической жизни республики или даже своего района я не участвовал, ибо мне лень и вообще некогда, так как надо было на тренажеры и с дочкой в кино и на качели...»
Председатель ГТРК «Дагестан» Гаджи Абашилов был расстрелян в пятницу около 19.45 в собственной машине из автоматического оружия в центре Махачкалы, в так называемом микрорайоне «Узбек-городок». По показаниям очевидцев, Абашилов вместе с водителем вышли с покупками из супермаркета «Ташкент». Мужчины едва успели сесть в служебный автомобиль Hyundai Sonata, как по иномарке стали стрелять. Преступники находились в припаркованной напротив черной «девятке». Позже эксперты насчитали в автомобиле Абашилова около 20 пулевых отверстий. Директор ГТРК погиб на месте, его водителя госпитализировали с четырьмя пулевыми ранениями.
Сразу же после того как стало известно, кто стал жертвой киллеров, на месте преступления побывало руководство дагестанских силовых структур, в том числе прокурор республики Игорь Ткачев. Задержать преступников по горячим следам не удалось. В руки оперативников попала лишь машина, на которой перемещались убийцы. Черные «Жигули» девятой модели обнаружили брошенными в одном из дворов у жилой пятиэтажки в нескольких кварталах от места ЧП. В салоне машины эксперты нашли автомат Калашникова, из которого расстреляли Абашилова и его водителя. Номерные знаки, стоявшие на машине, были похищены несколько дней назад с рейсовой «Газели». Владелец «девятки» заявил, что машину у него угнали пять дней назад.
Кто именно стоит за убийством председателя ГТРК «Дагестан» Гаджи Абашилова дагестанские следователи пока говорить не берутся, не готовы они и назвать конкретные мотивы преступления. Но они уже связывают смерть Абашилова с его профессиональной деятельностью. По словам местных оперативников, директора государственной телерадиокомпании в республике всегда оказывались в центре борьбы за власть. В 2004 году было совершено покушение на предыдущего главу ГТРК «Дагестан» Тагиба Абдусамарова. Неизвестный стрелял по Абдусамарову из снайперской винтовки и ранил его в грудь. Основной версией тогда, как и сейчас, называли профессиональную деятельность.
Гаджи Абашилов, как и его предшественник на посту директора ГТРК, был популярным в республике журналистом. Проработав много лет в органах ВЛКСМ, он более 10 лет возглавлял местный еженедельник «Молодежь Дагестана». Сейчас этим изданием руководит его сын. Пост директора ГТРК «Дагестан» Абашилов занимал с января 2007 года.
По мнению дагестанских силовиков, убийства Шурпаева и Абашилова не связаны, а к так называемому «черному списку» редакции газеты «Настоящее время» из убитых может иметь отношение лишь последний. Считается, что газета создана республиканской оппозицией. На посту редактора молодежного издания и в должности главы телерадиокомпании Абашилов не раз становился участником скандалов, в том числе предвыборных.
Еще одна версия убийства Абашилов также связана с его профессиональной деятельностью. По данным республиканских спецслужб, его фамилия фигурировала в другом «черном списке», опубликованном в 2005 году на одном из интернет-сайтов кавказских сепаратистов. В него, как напомнил вчера источник в республиканском УФСБ, входили также два министра по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана -- Магомедсалих Гусаев и Загир Арухов.
Оба они погибли от рук террористов - Гусаева боевики подорвали в его собственном автомобиле в августе 2003 года, а сменивший его на посту министра Арухов был убит спустя два года, в мае 2005 года. Их убийц так и не нашли. За смерть Гусаева и Арухова ответственность взяли на себя боевики из группировки «Джаннет» и «Шариат». До принятия поста директора ГТРК «Дагестан» Гаджи Абашилов занимал кресло заместителя министра по делам информации, национальной политики и внешним связям.