В минувшую пятницу
в столице Армении Ереване отменили режим чрезвычайного положения, введенный три недели назад указом президента Роберта Кочаряна после столкновений между полицией и оппозиционерами, несогласными с результатами президентских выборов 19 февраля. Армянская оппозиция после отмены ЧП не стала устраивать бурных акций протеста и скорее всего вынуждена будет признать свое поражение.
Официально выборы выиграл премьер Армении Серж Саркисян, но сторонники оппозиции, поддерживающие главного альтернативного кандидата, первого президента Армении (1991--1998 годы) Левона Тер-Петросяна, в течение десяти дней проводили в центре Еревана массовые акции протеста. Они требовали повторного голосования, а также немедленной отставки и действующего и будущего президентов. 1 марта полиция попыталась разогнать митинг, что вылилось в кровопролитное столкновение, в котором погибли, по разным данным, от шести до девяти человек и еще от 130 до 230 получили ранения. В ответ власти страны ввели режим ЧП, который был отменен лишь 21 марта.
Разгон оппозиционного митинга 1 марта был весьма неожиданным и для армянских, и для зарубежных наблюдателей: пока силовые структуры не были задействованы, властям удавалось сохранять почти безупречный имидж, попросту не обращая внимания на перманентную акцию протеста. Введение ЧП этот имидж всерьез подпортило: даже миссия европейских наблюдателей, которая сначала признала было президентские выборы в Армении соответствующими мировым стандартам, стала давить на Ереван, добиваясь отмены режима, прекращения арестов оппозиционных лидеров и начала контактов между политическими оппонентами. Можно предположить, что решение о разгоне было принято в тот момент, когда стало ясно, что ереванский митинг разрастается до масштабов общенационального. Даже если бы аналогичные акции не вспыхнули в других крупных населенных пунктах, именно в субботу, 1 марта, сторонники Левона Тер-Петросяна вполне имели шансы в очередной раз побить количественный рекорд протестующих -- к субботе не площадь могли стянутся люди из районов.
Введение ЧП дало властям определенное тактическое преимущество: им удалось на три недели приостановить перманентный митинг, о котором, несмотря на информационную блокаду, узнавало все больше людей по всей Армении. Одновременно были арестованы практически все лидеры оппозиции, а Левон Тер-Петросян фактически оказался под домашним арестом, хотя официально этот факт и отрицается: по словам сотрудников республиканской службы охраны, ответственной за безопасность первого президента Армении, режима домашнего ареста в стране просто не предусмотрено. Но факт остается фактом -- за время действия ЧП г-н Тер-Петросян лишь единожды покинул охраняемую резиденцию, чтобы выступить в конституционном суде, оспаривая итоги голосования. Иск оппозиции, разумеется, был проигран.
Армянская оппозиция находится, похоже, в состоянии, близком к поражению. На шествие в память о жертвах столкновений 1 марта после отмены ЧП пришло во много раз меньше людей, чем на перманентные митинги после выборов. Несколько сотен человек попытались пройти по тротуарам проспекта Маштоца, но полиция оперативно рассекла их на группы и удалила с тротуаров. По некоторым данным, несколько человек были задержаны, остальные разошлись сами. Правда, один из немногих оставшихся на свободе членов штаба Левона Тер-Петросяна Левон Зурабян объявил, что акции протеста будут продолжаться, а «бандократическому режиму» все равно не устоять, причем обрушит его не оппозиция, а народ, который в дни выборов и подсчета голосов осознал, по мнению г-на Зурабяна, ценность гражданских свобод.
Между тем на 9 апреля намечена инаугурация вновь избранного президента Сержа Саркисяна. И как ни парадоксально, получается, что часть требований оппозиции выполнена -- Роберт Кочарян, второй президентский срок которого истекает в этот же день, судя по всему, уходит-таки в отставку: хотя многие прочили ему пост премьера в новом правительстве по российской схеме тандема Медведев--Путин, нынешний глава Армении объявил, что намерен немного отдохнуть.
Как уже писала газета «Время новостей», уход г-на Кочаряна может несколько смягчить ситуацию для нового президента: приказ о разгоне демонстрации отдавал именно г-н Кочарян. И если новый президент Серж Саркисян, назначив новое правительство, еще и сделает несколько символических шагов навстречу оппозиции, у него вполне может сложиться имидж миротворца, добившегося после затяжного кризиса относительного мира в расколотом по признаку политических симпатий обществе. Ему уже удалось сформировать в парламенте беспрецедентно широкую парламентскую коалицию с участием двух партий власти -- Республиканской и «Процветающей Армении» и еще двух парламентских партий -- «Дашнакцутюн» и «Правовой страны». Не вошла в коалицию лишь радикально оппозиционная и малочисленная фракция «Наследие», поддерживающая выступления сторонников Левона Тер-Петросяна.
Последние, в лице Левона Зурабяна, от переговоров пока отказываются. Переговоры, по мнению сторонников г-на Тер-Петросяна, невозможно вести, пока в стране есть политические заключенные, а к ним оппозиционеры относят все несколько сот задержанных в связи с событиями 1 марта. Самого Левона Тер-Петросяна оппозиционеры сравнивают с погибшей экс-премьером Пакистана Беназир Бхутто, которой, по их словам, также был предложен выбор -- гарантированная личная безопасность в политическом затворничестве либо публичная политическая деятельность, но без таких гарантий.
Тем временем продолжает оставаться напряженной обстановка на линии соприкосновения армии Азербайджана и непризнанной республики Нагорный Карабах: в субботу азербайджанская сторона вновь сообщила о нарушении режима прекращения огня с армянской стороны.