На состоявшихся в субботу, 22 марта,
президентских выборах жители Тайваня показали, что пример Косово их не воодушевляет. Они отдали свои голоса кандидату, выступающему за сближение с материковым Китаем, проигнорировав одновременно проходившие референдумы о вступлении непризнанного острова в ООН. Так завершилась эпоха восьмилетнего правления Демократической прогрессивной партии (ДПП), пришедшей к власти в 2000 году под лозунгами сепаратизма. К власти вернулась партия Гоминьдан, полвека правившая Тайванем после бегства Чан Кайши с материка на остров в 1949 году.
57-летний гоминьдановец Ма Инцзю одержал убедительную победу. Он набрал 58% голосов, его соперник от ДПП Се Чантин -- 42%. Напомним, что на предыдущих выборах в марте 2004 года кандидат от ДПП Чэнь Шуйбянь победил с мизерным преимуществом, набрав 50,11% голосов. Ему удалось выйти вперед благодаря загадочному покушению -- за день до голосования в Чэня стреляли и поцарапали ему пулей живот. Тогда разрыв между победителем и побежденным составил 29 тыс. бюллетеней, теперь же он превысил 2 миллиона.
ДПП сильно разочаровала избирателей торможением экономического развития, коррупцией и конфронтацией с материковым Китаем. Тайваньская экономика выросла в 2007 году на 5,7%, однако недовольных становится все больше -- доходы средних и низших слоев населения застыли на прежнем уровне. Чжан Хунгуан, обозреватель тайваньского информагентства "Чжунъяншэ", заметил «Времени новостей», что "причиной поражения ДПП стали неблагополучное положение в экономике и раскол в партийных рядах": «У людей сейчас очень большие ожидания. Ма Инцзю не сможет сослаться на то, что ему помешали -- ведь с декабря 2007 года Гоминьдан господствует в парламенте. Если перемен к лучшему не будет, то правление Ма завершится через четыре года без шансов на переизбрание».
Гоминьдан обещал тайваньцам экономическое возрождение и налаживание связей с материком. Ма Инцзю вступит в должность президента 20 мая. Он собирается наладить прямое авиационное сообщение с материком, шире открыть двери для китайских туристов, снять ограничения на тайваньские инвестиции на материке и разрешить материковые инвестиции в тайваньскую недвижимость. Вице-президентом Тайваня стал 69-летний
Сяо Ваньчан -- авторитетный экономист, выступивший с идеей создания китайского «общего рынка» (см. его интервью «ВН» 27 июля 2007 года).
В ходе предвыборной кампании ДПП пыталась запугать избирателей -- дескать, Ма Инцзю прогнется под давлением Пекина, а «общий рынок» откроет путь для притока дешевой китайской рабочей силы, которая лишит заработка тайваньцев. ДПП использовала информацию о подавлении Пекином волнений в Тибете, утверждая, что сближение с материком принесет острову ту же незавидную участь. Оппоненты напомнили и о «чуждом» китайском происхождении Ма Инцзю, намекая на его возможные тайные симпатии к Пекину: Ма родился в Гонконге, куда его родители бежали от коммунистов из китайской провинции Хунань.
Совмещенный с выборами референдум о том, чтобы страна вступила в ООН под именем «Тайвань», не помог ДПП мобилизовать сторонников суверенитета. Однако эта идея сильно разозлила Пекин, угрожающий применить силу в случае формального провозглашения независимости острова. С осуждением референдума выступили США, Россия и страны ЕС.
Гоминьдан призвал бойкотировать плебисцит и организовал свой параллельный референдум о возвращении в ООН под старым именем «Китайская республика». В референдуме ДПП приняли 35,8% избирателей, в гоминьдановском -- 35,7%. Оба плебисцита признаны несостоявшимися, поскольку по закону требовалось участие половины от списочного состава избирателей. Представитель канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Ли Вэйи вчера с удовлетворением заявил, что «население Тайваня не поддерживает идею независимости острова».
Руководитель Центра тайваньских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин заметил «ВН», что победа Ма Инцзю может стать «поворотным событием» в отношениях Тайбэя и Пекина, поскольку Гоминьдан, хотя и с оговорками, признает принцип «одного Китая»: "Становится возможным подписание мирного договора, где будет оговорено, что в течение нескольких десятилетий материк не применит силу, а Тайбэй откажется от провозглашения независимости".
Ученый полагает, что «нормализация связей острова и материка смягчит реакцию Китая на развитие экономических связей Тайваня с внешним миром, в том числе с Россией». Это будет выгодно для тех российских компаний, которые ведут бизнес в Китае, но боятся выходить на тайваньский рынок, опасаясь ответных мер со стороны китайских властей.