Самый западный российский регион
последние годы активно создает свои властные символы. Есть герб (с вензелем Елизаветы Петровны и янтарной короной), трехцветный флаг (не имеющий ничего общего с российским и опять-таки с императорской «закорючкой»). Высшее должностное лицо области имеет собственные штандарт и нагрудный знак (16-конечная звезда диаметром в 90 мм). Знак висит на солидной цепи -- еще 12 звезд, обильно украшенных янтарем. На каждой с одной стороны местный символ (вензель Елизаветы, морской якорь, Королевские ворота, корона), с другой -- имя губернатора.
Есть даже орден «За заслуги перед Калининградской областью» в виде янтарной звезды. В этом наборе, которого хватило бы небольшому государству, недостает лишь гимна.
Зачем Калининградская область, которую и так периодически подозревают в «ползучем сепаратизме», столь активно играет в символизм, непонятно. Символы именно российские, свидетельствующие о неразрывной связи региона с «материком», постепенно убираются -- со здания городской администрации Калининграда и со штаба Балтфлота, например, были сняты гербы РФ.
Разработка регионального гимна по поручению главы региона Георгия Бооса ведется уже не первый год. Победивший на конкурсе, проводимом областным министерством культуры, вариант (его написали местные поэт Вениамин Еремеев и музыкант Андрей Макаров) публиковался в прессе и широко обсуждался. Не ругал его только ленивый.
В региональном правительстве, слушая гимн-победитель, заметили: он длиннее российского, что политически неправильно. Позже калининградское поэтическое сообщество назвало текст главной песни области позором. Даже обычный человек найдет, к чему придраться. «Балтийское море -- простор величавый, где чайки летят над волной», -- пишут авторы. Можно ли назвать величавым простором весьма скромное по своим габаритам море? И почему только чайки? «На западе дальнем Российской державы оплот мы Отчизны родной», -- продолжается гимн. Можно ли Калининградскую область, территориально не граничащую с Россией, считать ее надежным защитником, то есть оплотом? «Богатство земли, моря синего дали и память веков сберегли», -- далее по тексту. Как можно сберечь морские дали? Чтобы понять, как поживает «память веков», достаточно побывать в областных городках -- в Железнодорожном, например, или в Зеленоградске. Старинные немецкие здания с изящной лепниной обветшали до неприличного состояния, а многие стоят разобранными -- местное население тащит с них по кирпичику на свои сараи. «Наш город и край из руин мы подняли для жизни, труда, для любви», -- считают, однако, авторы гимна.
Не удалось избежать и политики. Строчка «В единстве России -- и сила, и слава, и колокол громче звучи!» вызывает две ассоциации -- с «Единой Россией» и хемингуэевским романом «По ком звонит колокол?». Тем не менее завершается текст на высокой патриотической ноте: «И цель у нас одна -- будь счастлива страна!» Более ни о чем в Калининградской области, видимо, не думают.
Законопроект с этим вариантом в конце минувшей недели рассматривала областная Дума. Ожидалось, что депутаты немного подискутируют и одобрят предложенное. Но областная Дума, расколовшись на два лагеря, большинством голосов отклонила правительственный законопроект о гимне.
Смуту в прежде стройные депутатские ряды внес парламентарий Владимир Морар, несколько лет назад признанный лучшим учителем России, -- человек, прекрасно разбирающийся в литературе и тонко чувствующий слово. Первоначально закон о гимне не планировалось обсуждать широко. К законопроекту были разработаны три технические поправки, их предполагалось быстренько одобрить и двигаться по повестке дальше. Чуть было и не перешли к голосованию, если бы на трибуну не вышел г-н Морар.
«Ситуация с гимном приобретает черты хитроумно спланированного абсурда! Нам пытаются доказать, будто этот вопрос неважный. Но это не так!» -- заявил депутат. Г-н Морар напомнил о мнении, которое региональное поэтическое сообщество уже не раз высказывало по поводу обсуждаемого варианта гимна: «Его назвали позором. Этот текст поправками не улучшить, нужен новый! Выражаясь словами классика, нам предлагают осетрину второй свежести, то есть тухлую!»
После этого выступления многие, прежде молчавшие, поспешили высказаться. Депутатский корпус, невзирая на политические пристрастия, разделился, по сути, надвое: одни кричали -- предложенный вариант гимна нормальный и его нужно лишь чуть подшлифовать, другие им отвечали -- припарками, мол, тут не поможешь.
Вице-спикер от ЛДПР Валерий Селезнев поинтересовался: а можно ли музыку гимна переложить для баяна и струн? Его вопрос вызвал смешки: на баяне играет спикер областной Думы Сергей Булычев, а на гитаре -- губернатор Георгий Боос.
«Где другие варианты? Почему никто ничего не предлагает, а только критикует?» -- говорил глава бюджетного комитета Валерий Фролов. Его поддерживал председатель комитета по законодательству Вячеслав Башкатов: «Нам нужен уравновешенный гимн!» «Читать и петь такое просто стыдно!» -- негодовал эколог Феликс Алексеев. «Никчемный текст. Лучше не иметь гимна, чем иметь такой!» -- солидаризировался с ним вице-спикер от КПРФ Юрий Семенов.
Прозвучало предложение: может, депутатам стоит принять текст за основу, а к следующему чтению доработать его? «Я не поэт! Я законотворец! И стихов писать не буду, это не моя функция», -- выразил мнение многих депутатов Александр Кузнецов. Обстановка стала накаляться, послышались выкрики: «Да под такой гимн не встать, а выйти хочется!» Депутат Олег Болычев (местный рублевый миллиардер, владеющий сетью супермаркетов) перевел творческий вопрос в финансовую плоскость: «А давайте большие деньги заплатим ведущим авторам страны, они сделают хороший гимн. Он ведь должен в душу запасть!» Но никто из парламентариев за кошельком в карман не полез.
Успокоил депутатов первый вице-спикер Константин Поляков: «Вопросы региональной символики, в том числе и гимна, регулируются уставом области. Он пока не принят. Давайте подождем его принятия, а там подумаем, нужен ли нам гимн вообще». Г-н Поляков предложил снять с повестки неоднозначный вопрос.
Против этой идеи выступила представитель губернатора в облдуме Тамара Кузяева. По ее мнению, концептуально музыка и текст одобрены, проблем тут быть не должно. Правительственную позицию поддержал и спикер Сергей Булычев. Однако г-н Поляков не дрогнул. Его примеру последовали еще с полтора десятка парламентариев -- вопрос о гимне сняли с повестки, решив в ближайшее время к нему не возвращаться.
Расходясь на перерыв, депутаты шутили: до тех пор, пока не примут устав, в качестве гимна можно использовать стихотворение, которое первый заместитель главы администрации Калининграда Юрий Беденко опубликовал в местной газете к 45-летию губернатора Георгия Бооса. Начинается оно так: «Нет, он не витязь на распутье у камня возле трех дорог. Его прислал к нам лично Путин. Отдал, хоть для себя берег...»