Вчера на пресс-конференции в Дамаске российский министр иностранных дел Сергей Лавров, завершивший визит в Сирию и направившийся после этого в Израиль, объяснил, зачем он накануне поздно вечером встретился в сирийской столице с лидером радикального палестинского «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС) Халедом Машалем. По мнению главы МИД России, эти переговоры будут «способствовать восстановлению единства палестинцев», без чего «невозможно обеспечение общего урегулирования в регионе и безопасности всех стран, включая Израиль». Сразу после переговоров с министром Халед МАШАЛЬ дал в Дамаске интервью обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ.-- Удалось ли российскому министру убедить вас в необходимости продолжения переговоров с официальными палестинскими властями, с тем чтобы восстановить единство в автономии?-- Нас не нужно убеждать в этом. Мы и так считаем такой диалог необходимым. Мы принимаем все посреднические инициативы, в том числе выдвинутую в феврале руководством Йемена -- о примирении палестинцев. Надо восстановить единство между сектором Газа (ситуацию там с июня 2007 года контролирует ХАМАС. --
Ред.) и Западным берегом реки Иордан (там находится штаб-квартира официальных властей во главе с президентом автономии Махмудом Аббасом. --
Ред.). Мы не можем оставаться разделенными. Мы готовы обсуждать это и в любое время готовы к встрече с другой стороной для обсуждения спорных вопросов. Причем надо сделать это как можно скорее. Об этом мы только что рассказали министру Лаврову, чем, кстати, явно его порадовали. Единственное -- переговоры нужно возобновлять безо всяких предварительных условий. И уж тем более не следует вбрасывать эти условия в СМИ. Это не через журналистов надо обсуждать, а в прямом диалоге.
-- Тем не менее некоторые условия внутрипалестинского примирения уже известны. К примеру, нынешние палестинские власти предлагают заново провести в автономии как президентские, так и парламентские выборы. Вы готовы согласиться с этой идеей?-- Мы готовы это обсуждать. Но если вы уж так настаиваете, то добавлю: мы не против идеи внеочередных выборов. Надо создавать коалиционное правительство. Мы же не собираемся формировать какое-то свое правительство, состоящее только из членов ХАМАС. Надо решать и другие проблемы, например об исправлении ситуации с палестинскими спецслужбами. А то получается, что та или иная спецслужба состоит почему-то из представителей только одного политического движения. Так нельзя.
-- Российского министра иностранных дел Сергея Лаврова не раз критиковали за то, что он встречается с вами. Ведь ваше движение запрещено в США, в Европе, не говоря уж об Израиле. Но г-на Лаврова критикуют за это и некоторые российские политологи. Ведь встречи с вами пока не принесли никаких важных результатов. Ваше движение не смягчает подходов к возможности переговоров с израильтянами. Более того, в 2007 году ХАМАС совершил переворот в секторе Газа. Разве г-н Лавров не выразил свою озабоченность по этому поводу?-- Наоборот, он выразил удовлетворение в связи с тем, что мы демонстрируем стремление к единству и миру. Так, мы вспомнили о том, что в Палестине более года назад уже было коалиционное правительство. Его созданию способствовало посредничество Саудовской Аравии и переговоры в Мекке между нами и другими палестинскими движениями. А в Газе мы не совершали никакого переворота. Были действия, спровоцированные неразумной политикой американцев по бойкоту ХАМАС и экономической блокаде населения всего сектора. Кроме того, проявления гнева были вызваны коррупцией среди представителей властей в секторе Газа. Так что не следует осуждать наше движение в связи с событиями в Газе.
Сильно заблуждаются те, кто критикует Лаврова за контакты с нами. ХАМАС -- сильное и популярное движение. Бойкотировать ХАМАС неразумно. Россия же действует логично, разумно и, как и полагается великой державе, не обращает внимания на возражения.
-- Москва предлагает провести у себя международную конференцию по урегулированию проблем Ближнего Востока. Вы считаете, что такие конференции полезны? Это не просто болтовня?-- Полезны любые усилия, направленные на достижение мира в регионе, на освобождение оккупированных палестинских земель и создание государства Палестина. Тут важна не форма, а содержание. Россия проводит взвешенную политику, и мы ценим эти усилия. А вот к тому, что делают США и их союзники в регионе, доверия нет. Они действуют в интересах Израиля. Израильтяне же хотят и безопасность обеспечить, и чужие территории под своей оккупацией сохранить.
-- Москва еще не рассылала приглашения на конференцию. Еще даже непонятно, состоится ли она вообще. Но в принципе вы бы хотели присутствовать? Обещал ли Лавров вас пригласить?-- Об этом еще рано говорить. Хотя тему конференции мы обсуждали.
-- Россияне наверняка в очередной раз просили вас освободить израильского капрала Гилада Шалита, захваченного почти два года назад на границе с сектором Газа. Что вы ответили?-- Да, этот вопрос затрагивался. В нашей позиции ничего не изменилось. Мы готовы обсудить вопрос освобождения израильского капрала в обмен на сотни палестинских заключенных. В израильских тюрьмах сейчас содержится около 12 тыс. палестинцев. Капрал Шалит находится в секторе Газа, он жив, здоров, с ним очень хорошо обращаются.