Время новостей
     N°47, 21 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2008
Туркмения продает крылья Советов
Национальная авиакомпания «Туркменховаеллары» опубликовала в средствах массовой информации Туркменистана объявление о международном тендере на продажу авиационной техники производства 1965--1995 годов, в том числе самолетов, вертолетов, авиадвигателей и комплектующих изделий. В списке предлагаемой к продаже авиатехники фигурируют исключительно летательные аппараты советской разработки, причем в основном их относительно ранние, устаревшие модификации: самолеты Ан-2, Ан-24 и Ан-26, Ту-154Б, Як-40, Як-42, вертолеты Ми-8 и Ми-2.

Продаваемые самолеты уже не используются авиакомпанией «Туркменховаеллары» на регулярных маршрутах. С самого начала 90-х по воле покойного первого президента Сапурмурада Ниязова республика сделал ставку на один-единственный авиастроительный бренд -- Boeing. Судя по всему, сейчас дело дошло до полной ликвидации авиапарка, унаследованного Туркменией от СССР.

«Роман» Туркмении с Boeing начался уже на следующий год после распада Советского Союза. В 1992 году республика первой из постсоветских стран приобрела новые лайнеры производства американской фирмы. На сегодня «Туркменховаеллары» располагает 16 среднемагистральными лайнерами Boeing-717, -737 и -757. Первая из этих моделей используется в основном на внутренних авиалиниях, две последние обслуживают рейсы в полтора десятка зарубежных пунктов назначения, в том числе в Москву.

Кроме того, в парке национального перевозчика числится один дальнемагистральный Boeing-767-300ER, используемый исключительно для официальных нужд туркменского руководства. Компания ждет поставки еще одного «дальнего» лайнера -- Boeing-777-200LR, заказ на который уже размещен.

По состоянию на конец прошлого года за «Туркменховаеллары» числились оставшиеся с советских времен пять Ту-154, десять Як-40, четыре Як-42, двадцать два Ан-24 и пять Ан-26. По мнению российских экспертов, выручить серьезную сумму за это имущество невозможно, а некоторые самолеты вообще трудно продать за какие бы то ни было деньги. «Ту-154 ранней модификации Б, от которого хочет избавиться туркменская авиакомпания, а также Як-40 стоят сейчас меньше миллиона долларов каждый. Кроме того, на рынке достаточно предложений по сдаче таких машин в аренду, что в случаях со старыми самолетами более удобно для эксплуатантов», -- сказал «Времени новостей» один из наших собеседников на условиях анонимности. По его мнению, несколько более радужные перспективы на рынке подержанной авиатехники имеют лишь туркменские Як-42.

В соседних республиках Средней Азии вывод советских и российских самолетов из эксплуатации также имеет место, однако там этот процесс происходит плавно и менее централизованно, чем в Туркменистане. Узбекистан взял курс на закупку исключительно западных самолетов для своей национальной авиакомпании, но оставшиеся там советские машины также используются вплоть до исчерпания ресурса. Главная авиакомпания Казахстана Air Astana тоже закупает западные самолеты, однако в стране есть несколько других компаний, до сих пор летающих по-советски. Киргизия и Таджикистан в силу непростого финансового состояния не имеют целенаправленных стратегий формирования национального воздушного флота. Там с удовольствием используют самолеты любого происхождения, какие удается добыть на рынке подешевле.

Михаил КУКУШКИН