Вооруженные силы России готовы подключиться к перевозкам контингентов и военных грузов для контингента НАТО в Афганистане. Об этом сообщил вчера начальник Центрального управления военных сообщений (ВОСО) Минобороны генерал-майор Борис Свистков.
Формально заявление генерала едва ли можно считать сенсацией. О ведущихся между Москвой и Брюсселем (там находится штаб-квартира НАТО) переговорах относительно сотрудничества в сфере логистики стало известно несколько недель назад, когда о готовности сотрудничать с альянсом в этом направлении сообщил посол России в НАТО Дмитрий Рогозин.
Подтвердил это в интервью нашей газете и российский посол в Кабуле Замир Кабулов.
Однако решение на этот счет до сих пор не принято, о чем вчера еще раз напомнил генерал-майор Свистков. За два дня до выступления начальника службы ВОСО Минобороны РФ, после переговоров в Москве с госсекретарем США Кондолизой Райс и американским министром обороны Робертом Гейтсом на эту тему высказался министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он заявил, что Россия в скором времени даст ответ на вопрос о возможности логистической поддержки операции альянса в Афганистане.
Г-н Лавров также высказался в пользу установления взаимодействия на афганском направлении между НАТО и ОДКБ. Подписание соответствующего договора, считает глава российского МИДа, существенно повысило бы эффективность борьбы с наркоугрозой и угрозой терроризма, исходящими с территории Афганистана.
Впрочем, тема признания Организации Договора о коллективной безопасности СНГ в качестве партнера НАТО также далеко не нова. Стремление убедить Брюссель в этом уже не первый год демонстрирует генсек ОДКБ Николай Бордюжа, однако до сих пор его призывы не находили отклика в штаб-квартире НАТО. Там предпочитают устанавливать двусторонние отношения с каждой из стран -- членов ОДКБ, привлекая их к индивидуальным планам сотрудничества с альянсом. Следует признать, что в этом направлении НАТО достигло определенных успехов, если вспомнить отношения Брюсселя с Ереваном, Астаной, Бишкеком или Ташкентом...
Что касается вчерашнего выступления генерал-майора Свисткова, оно, по всей видимости, должно было продемонстрировать технические возможности подчиненной ему службы ВОСО решить любые поставленные перед ней задачи -- вплоть до обеспечения транзита через российскую территорию в Афганистан военных эшелонов с натовскими воинскими контингентами. Пока соглашений на перевозку живой силы железнодорожным транспортом нет, заметил генерал-майор, а «есть соглашение о транзитных перевозках через РФ грузов непрямого военного назначения -- воды, бумаги, канцтоваров». Но это не находится в компетенции Минобороны, добавил начальник Центрального управления ВОСО. Несколько странным показалось другое -- генерал ни словом не обмолвился о необходимости согласовывать воинский железнодорожный транзит с центральноазиатскими странами СНГ, которые отделяют Россию от Афганистана...
Между тем сегодня обсуждается не только транзитно-логистическая составляющая помощи, которую может оказывать Россия антитеррористической и антинаркотической операции в Афганистане. Речь идет о поставках вооружения и военного снаряжения афганской национальной армии, а также об обучении афганских наркополицейских в российских учебных заведениях. В Москве, по сведениям «Времени новостей», уже давно ждут министра обороны Афганистана Абдул Рахима Вардака для решения всего комплекса вопросов, имеющих отношение к конкретным нуждам афганских вооруженных сил.
Афганская тема во внешней политике России оказалась в центре международного внимания в результате возникшей было,
но тут же лопнувшей сенсации о готовящемся вводе российских войск в Афганистан. Эти слухи, искусственно взвинченные в Афганистане исторически враждебными Москве группировками бывших моджахедов, таких как лидер Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматиар, привели к многочисленным антироссийским манифестациям в ряде провинций страны.
По сведениям «Времени новостей», полученным из дипломатических источников в Кабуле, афганское руководство обратилось к Вашингтону и Брюсселю с настоятельной просьбой разъяснить содержание ведущихся за его спиной переговоров о возможном введении в страну контингента российских войск. Ответом стали опровержения подобных сообщений, сделанные два дня назад представителем миссии НАТО в Афганистане и послом США в Кабуле Уильямом Вудом.
Окончательное решение о формате и условиях сотрудничества России и НАТО на афганском направлении, а возможно, и подписание соглашения на эту тему может состояться через две недели -- в ходе заседания 4 апреля в Бухаресте Совета Россия--НАТО, которое пройдет на полях саммита альянса. Интригу этому мероприятию придает участие в нем действующего президента России Владимира Путина. По-видимому, это станет последним значительным международным событием, в котором он примет участие в качестве хозяина Кремля.