Время новостей
     N°47, 21 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2008
Раскрытие покажет
В деле об убийстве лидера дагестанского «Яблока» ищут новых подозреваемых
Скандальное дело об убийстве лидера дагестанского отделения партии «Яблоко» Фарида Бабаева, о раскрытии которого недавно рапортовали местные силовики, как стало известно «Времени новостей», получило неожиданное продолжение.

Две недели назад по этому делу было задержано несколько подозреваемых, в том числе сын главы администрации Докузпаринского района республики Керимхана Абасова -- Абас. Однако теперь, по неофициальным данным, сыщики начали поиски новых подозреваемых. Как сообщил источник, близкий к следствию, предполагаемый киллер, ранее указавший на г-на Абасова как на заказчика убийства, от своих показаний отказался, заявив, что оговорил сына чиновника. А адвокат задержанного сына чиновника Мурад Кахриманов отметил, что его подзащитного уже в самые ближайшие дни выпустят на свободу.

Покушение на г-на Бабаева было совершено 21 ноября 2007 года. Лидер дагестанского «Яблока», баллотировавшийся от этой партии на выборах в Госдуму, был расстрелян в Махачкале в подъезде своего дома. С четырьмя пулевыми ранениями его доставили в больницу, но через несколько дней он скончался. Преступление вызвало широкий резонанс не только в Дагестане, но и в Москве. В республику выехал лидер «Яблока» Григорий Явлинский, который сразу выдвинул политическую версию убийства -- совершить его могли как по заказу местных властей, против которых активно выступал его соратник, так и по воле тех, кто, наоборот, хотел таким способом эти власти дискредитировать.

Следствие тоже было склонно рассматривать в качестве основного мотива преступления политическую деятельность г-на Бабаева, а в начале марта объявило о задержании предполагаемых заказчика убийства и исполнителя. При этом сыщики пришли к выводу, что больше всего убитый мешал как раз власти. За организацию убийства был арестован сын главы Докузпаринского района Дагестана 25-летний Абас Абасов, работающий помощником председателя суда этого же района. Как предполагалось, он мог таким образом отомстить политическому оппоненту своего отца за то, что «яблочник» в свое время пытался привлечь Керимхана Абасова к ответственности за трагедию, произошедшую в апреле 2006 года в селе Мискинджа этого района. Тогда около 300 человек вышли на улицу, перекрыв автотрассу, с требованием отставки главы района, а также районных прокурора и начальника милиции. По уверению администрации района, участниками этого митинга были не местные жители. Впрочем, это не оправдывает действия сотрудников ОМОНа, которые вышли им навстречу и открыли по людям огонь, в результате чего один человек был убит и четверо ранены. Никто из милиционеров наказания не понес -- виновных попросту не нашли.

Однако, как отметил адвокат Кахриманов, в постановлении о привлечении Абаса Абасова в качестве обвиняемого сказано, что мотивом совершения преступления стали «неприязненные отношения» между ним и убитым, и о митинге нет ни слова. «Кроме того, глава района не несет ответственности за действия сотрудников МВД -- у него другая компетенция», -- пояснил адвокат. Он назвал сомнительными появлявшиеся сообщения о том, что Абасов-младший мог быть лишь организатором преступления, а заказчиком скорее всего был его отец. «Отдельные газеты писали, что Абасов-старший в связи с этим был также задержан и допрошен. И это в тот момент, когда Керимхан находился рядом со мной. Керимхан Абасов действительно фигурирует в деле, но лишь как свидетель, и претензий следствие ему не предъявило», -- подчеркнул г-н Кахриманов.

Как стало известно «Времени новостей» от источника, близкого к следствию, предполагаемый киллер -- житель села Мискинджа Раcиль Мамедризаев, ранее имевший судимость за хранение наркотиков и оружия и поначалу сообщивший следователям, что для совершения убийства его нанял Абас Абасов, на днях неожиданно изменил показания. В частности, он заявил, что оговорил сына чиновника и что заказчиками выступали совершенно другие люди, которые, наоборот, выступали против Керимхана Абасова и, свалив вину за убийство на его сына, таким образом, хотели его устранить. Потом Мамедризаев отказался и от этих слов, вообще отрицая свою причастность к убийству.

«Мой сын окончил юридический факультет Дагестанского университета, работал помощником председателя райсуда, он отец троих детей. Он не мог совершить подобного, и тем более абсурдно предполагать, что ему это убийство заказал я, его родной отец, -- заявил «Времени новостей» Керимхан Абасов. -- Это преступление -- стопроцентный политический заказ, против меня развернули настоящую информационную войну». Г-н Абасов при этом не отрицал, что в свое время у него были серьезные политические разногласия с убитым: «Но это же нормально, и наши споры никак не могли стать причиной убийства. Более того, незадолго до случившегося мы вместе участвовали в записи передачи местного телевидения, где долго дискутировали и спорили, но потом мы все-таки нашли общий язык. И хотя никто из нас от своих позиций не отказался, расстались мы вполне мирно».

Адвокат Мурад Кахриманов, представляющий интересы Абаса Абасова, также настаивает на том, что убийство «яблочника» было совершено с целью дискредитации действующей власти. «Фарид Бабаев, конечно, был известным правозащитником, и его насильственная смерть, ее причины и последствия напоминают убийство Анны Политковской: так же, как в свое время смерть известной журналистки была менее всего выгодна властям из-за ее очевидной конфронтации с официальным Кремлем, так и не стоит торопиться обвинять в убийстве Бабаева его открытых оппонентов, -- заявил адвокат. -- Именно в Керимхана Абасова, возглавляющего Докузпаринский район и метили убийцы. Фактически противникам главы района оказалось проще «добраться» до него, устранив его давнего политического оппонента, и обвинить в организации этого преступления». По мнению г-на Кахриманова, Бабаева и Абасова даже нельзя было назвать политическими оппонентами: «Партия «Яблоко» в Дагестане не раскручена, у них нет там своего штаба, и они не числятся ни в одном из избирательных списков».

Г-н Кахриманов при этом высказал уверенность, что у следствия нет никаких улик на его клиента, и уже в ближайшие дни он может быть освобожден. Эта уверенность адвоката косвенно подтверждается и сообщениями источников, близких к следствию. По их данным, сейчас сыщики проверяют информацию о причастности к преступлению совершенно иных людей, имена которых пока не называются.

В дагестанском «Яблоке» на 100% правдоподобной не считают ни одну из существующих версий убийства. «У Керимхана Абасова достаточно недругов, которым было бы выгодно его падение, любого из них можно было бы подозревать в убийстве Бабаева, -- заявил один из представителей регионального отделения партии. -- Предположений много, но отдавать предпочтение какому-то одному из них мы не решаемся, у нас нет для этого никаких доказательств».

Юлия МАКСИМОВА