В четверг в Приморье произошла первая в этом году катастрофа российского военного самолета. В ходе тренировочного полета в районе озера Ханка Спасского района Приморского края разбился штурмовик Су-25, пилот не смог катапультироваться и погиб. Самолет, вылетевший с военного аэродрома в Черниговке, пилотировал 39-летний подполковник 187-го штурмового авиаполка Сергей Яковенко.
Начальник службы информации и общественных связей Военно-воздушных сил России полковник Александр Дробышевский сообщил, что причиной катастрофы, по предварительным данным, стал "отказ авиационной техники в ходе боевой стрельбы".
Скорее всего штурмовик в полете взорвался, но окончательно полная информация о происшествии будет предоставлена в результате работы комиссии Минобороны РФ и ВВС, которая в четверг срочно вылетела на Дальний Восток. На месте событий уже работают представители военной прокуратуры округа и военного следственного управления по Дальневосточному округу и 11-й армии ВВС и ПВО.
Пока ясно лишь одно -- за штурвалом погибшего самолета находился настоящий ас с 19-летним стажем, чей профессионализм высоко ценили коллеги, так что человеческий фактор в случившемся маловероятен.
По распоряжению главкома ВВС все полеты штурмовиков Су-25 временно приостановлены. По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ -- нарушение правил полетов. Следствие будет вести военный следственный отдел по Лесозаводскому гарнизону, сообщили ИТАР-ТАСС в военном следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре России по Дальневосточному военному округу.
Штурмовики Су-25 были приняты на вооружение в 1980 году и активно применялись во время афганской войны. В Афганистане Су-25 получил прозвище «Грач», став самым известным самолетом этой войны. После появления у моджахедов «Стингеров» в 1987 году штурмовик был модернизирован, особое внимание было обращено на живучесть машины. За девять лет афганской войны было потеряно всего 23 Су-25, летчики считают это прекрасным показателем, учитывая интенсивность боевых вылетов. Эти штурмовики участвовали и в обеих чеченских войнах.
Су-25 вооружен двуствольной 30-миллиметровой пушкой, под консолями крыла самолета может быть размещена боевая нагрузка весом в четыре тонны. На самолете могут быть подвешены контейнеры с противотанковыми авиабомбами, баки с напалмом и дополнительные топливные баки.
Последний раз катастрофа Су-25 случилась в июне 2006 года, когда штурмовик разбился под Брянском во время тренировочного полета, пилот погиб. Еще одна катастрофа Су-25 произошла в мае 2005 года в Таджикистане. Из-за технической неисправности самолет загорелся и начал падать, но пилот сумел увести машину от жилых массивов города Душанбе и только тогда катапультировался. Еще одна авиакатастрофа штурмовика произошла в апреле 2003 года в Чечне. Летчик не справился с управлением и врезался в землю в горном районе.