17 млн тайваньцев отправятся завтра на избирательные участки, чтобы
выбрать нового президента острова. Кандидат от оппозиционной партии Гоминьдан Ма Инцзю соперничает с политиком от Демократической прогрессивной партии (ДПП) Се Чантином. Предвыборные опросы общественного мнения были прекращены 12 марта, тогда Ма лидировал с отрывом в 30%.
Однако за минувшую неделю сторонники ДПП предприняли огромные усилия, чтобы «добиться победы из проигрышного положения». Они развернули сражение за симпатии электората, поддерживающего идею независимости острова, но глубоко разочарованного итогами восьми лет правления президента Чэнь Шуйбяня, представляющего ДПП. Им на помощь пришел Нобелевский лауреат, президент Тайваньской академии наук Ли Юаньчжэ -- в среду он объявил, что проголосует за ДПП, так как разочарован слишком частой сменой взглядов Ма и не верит в его предвыборные программы.
57-летний Ма Инцзю, получивший юридическое образование в Гарварде, пытается увлечь тайваньцев программой выхода из застоя. Он предложил согражданам четырехлетний «план 633»: рост экономики на 6% в год, ежегодный доход на душу населения -- 30 тыс. долл. США, безработица -- 3%. Ма обещал защиту суверенитета и достоинства Тайваня на мировой арене, упрочение связей с США, возобновление прагматичного диалога с материковым Китаем, быстрое расширение прямых связей через Тайваньский пролив, борьбу с коррупцией на острове, резкое увеличение бюджета на внутренние инвестиции, культуру и образование.
61-летний Се Чантин и его соратники утверждают, что победа Ма приведет к утрате демократических завоеваний. Вчера в этом же духе высказался Ли Дэнхуэй, занимавший посты президента Тайваня и председателя партии Гоминьдан в 1988--2000 годах. Ли поддержал Се Чантина, сославшись на заботу об интересах тайваньцев. По его словам, однопартийное доминирование Гоминьдана, получившего в декабре 2007 года большинство в три четверти голосов в парламенте, лишает другие партии инструментов для сдерживания власти. И если президентом станет кандидат от той же партии, это серьезно нарушит внутриполитический баланс сил.
Напомним, что в 1949 году после поражения в гражданской войне с коммунистами гоминьдановская администрация Китая во главе с Чан Кайши бежала на Тайвань. Гоминьдан управлял островом полвека, последние восемь лет партия находится в оппозиции.
Выдвинутую гоминьдановцами идею общего рынка с материковым Китаем оппоненты уподобили «троянскому коню», сулящему Тайваню поголовную безработицу и засилье китайских товаров. В ходе предвыборной «войны компроматов» сторонники ДПП обвинили Ма Инцзю в том, что учившийся 35 лет назад в США кандидат в президенты до сих пор владеет «зеленой картой», то есть американским видом на жительство, что позволит ему сбежать за океан в случае угрозы для острова. Хотя ЦИК подтвердил, что ни один из кандидатов не имеет второго гражданства, противники Ма до последнего дня ставили под вопрос его верность Тайваню.
Одновременно с выборами на Тайване пройдут два плебисцита -- инициированный ДПП референдум о вступлении в ООН под именем «Тайвань» и альтернативный гоминьдановский референдум о возвращении в ООН под названием «Китайская республика». На днях руководство партии Гоминьдан предложило избирателям бойкотировать оба референдума. Однако президент Чэнь вновь призвал людей поддержать эту акцию, утверждая, что референдум дает «лучший способ добиться вступления Тайваня в ООН» и выразить протест против подавления антикитайских выступлений в Тибете.
Первый заместитель главы МИД России Андрей Денисов заявил, что в Москве с тревогой наблюдают за подготовкой к референдуму о вступлении в ООН под именем "Тайвань": «По нашему глубокому убеждению, эта политическая авантюра, упорно продвигаемая властями острова, несет в себе огромный деструктивный заряд». Высокопоставленный российский дипломат заметил, что «увлекшееся сепаратистской риторикой тайваньское руководство не учитывает того, что вопроса о вступлении Тайваня в ООН в принципе не существует», поскольку абсолютное большинство государств мира, в том числе Россия, признает Тайвань неотъемлемой частью Китая.
Научный сотрудник Института новейшей истории Тайваньской академии наук Юй Миньлин заметила «Времени новостей»: «Участие в референдумах не имеет значения для тайваньцев, так как вопросы лишены всякого смысла в отличие, к примеру, от возможного референдума по вопросу независимости Тайваня. Вместо голосования по вопросу о вступлении в ООН власти могли бы с равным успехом предложить референдум о превращении Тайваня в 51-й штат США». Вместе с тем, по мнению эксперта «ВН», выборы президента окажут большое влияние на будущее острова: «Любой из кандидатов, оказавшись у власти, будет вынужден сделать ставку на перемены и пересмотр курса Чэнь Шуйбяня. Народ Тайваня ждет этих перемен».