|
|
N°32, 21 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Время закладывать камни
К выборам владивостокцам пообещали канатную дорогу
Мэрия Владивостока приступила к осуществлению беспрецедентного транспортного проекта. Предполагается, что еще до конца нынешнего года жители мыса Чуркина, рыбацкой окраины города, где живет треть населения столицы Приморья, смогут добираться в центр, не объезжая бухту Золотой Рог, а напрямую -- по подвесной канатной дороге.
Аналогичные сооружения для туристов существуют в Ялте и Харькове, а небольшие канатные подъемники можно увидеть на любом уважающем себя горнолыжном курорте. Однако владивостокский проект поражает своей масштабностью. Протяженность «канатки» составит 1650 метров над водой. Дорога должна стать для жителей мыса Чуркина обычным видом общественного транспорта, словно автобус или трамвай, причем время в пути до центра Владивостока будет составлять не час-полтора, как сегодня, а всего 4,5 минуты. Строительство оценивается в 10,6 миллиона долларов США, которые в виде кредита городской администрации готов предоставить банк «МЕНАТЕП».
Мэр Юрий Копылов говорит, что этот «фантастический проект» моментально превратит мыс Чуркина из далекой окраины в процветающий спальный район: «Идея лежит на поверхности, и я удивлен, как до этого не додумались до сих пор». Пресс-секретарь градоначальника Татьяна Богатикова, в свою очередь, настаивает на том, что «при планируемой загрузке в 400 тысяч пассажиров ежегодно канатная дорога окупит себя в течение года».
План «канатки» разработан приморским институтом «Приморгражданпроект» совместно с СП «Скадо» из Самары, имеющим лицензию на проектирование канатных дорог. Соответствие «канатки» требованиям безопасности официально подтверждено Госстроем и Гостехнадзором РФ. Возводить дорогу, очевидно, будет австрийская фирма Doppelmayer, занимающаяся строительством «канаток» во всем мире. Она же изготовит наиболее ответственные узлы и агрегаты, а опорные мачты предполагается заказать на российских заводах.
Впрочем, у проекта есть как сторонники, так и противники, причем аргументы последних пока выглядят более убедительными. Простейший арифметический подсчет показывает: чтобы окупить канатную дорогу в течение года, одна поездка для клиента должна стоить 26,5 доллара США, а ежедневный перелет по канату на службу и обратно будет стоить примерно 1000 долларов ежемесячно. В результате вид транспорта получается весьма элитный.
Последнее обстоятельство насторожило депутатов городской думы, которые резонно предположили, что срок окупаемости канатной дороги, мягко говоря, приуменьшен, если этот вид транспорта во Владивостоке вообще может быть прибыльным. Поэтому депутаты категорически запретили мэру использовать для строительства канатной дороги бюджетные средства и в начале текущей недели инициировали прокурорскую проверку для выяснения источников финансирования воздушной переправы.
«Ни депутатам, ни жителям Владивостока не известно, какое именно муниципальное имущество будет использовано для обеспечения кредита в банке», -- утверждает депутат Александр Юртаев. По его словам, без предоставления документальных гарантий внебюджетного финансирования проекта строительство будет заморожено. Учитывая, что других инвесторов у мэрии нет, эта угроза выглядит весьма реальной.
Вдобавок бывший мэр Владивостока, а ныне депутат Госдумы Виктор Черепков на днях не упустил возможности вновь насолить своему политическому оппоненту, заявив, что транспортной проблемы краевого центра канатная дорога не решит. Он резонно заметил, что большинство жителей мыса Чуркина -- рыбаки, которые давно обзавелись в японских портах дешевыми подержанными автомобилями, а раз машину по канату не перетянешь, автолюбители по-прежнему будут передвигаться по земле. Для разгрузки основных магистралей, полагает г-н Черепков, уместнее построить мост, но он стоит на несколько порядков дороже и, возможно, станет препятствием для судоходства.
Сколько-нибудь внятных ответов на вопросы скептиков владивостокский градоначальник не дает. Между тем работы по непосредственному строительству канатной дороги пока ограничились помпезной процедурой «закладки первого камня». Злые языки утверждают, что обещанный «чуркинцам» воздушный мост так никогда и не перевезет никого через бухту, но обеспечит градоначальнику несколько тысяч голосов на предстоящих в июне выборах краевого законодательного собрания, а в будущем году -- избрание мэром на второй срок.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток