Вчерашняя встреча с членами совета Общественной палаты, на которой
избранный президент Дмитрий Медведев призвал представителей негосударственных организаций активнее включиться в разработку концепции
развития России до 2020 года, вполне вписывается в ожидания общественности, не потерявшей надежды на соучастие в принятии важнейших государственных решений. В беседе с членами ОП г-н Медведев назвал «абсолютно принципиальной» совместную работу над документом, который должен заложить стратегию развития страны на довольно продолжительный период времени. «Наша задача создать такую систему, когда гражданские структуры принимают участие в выработке государственной политики и в оценке ее качества, -- подчеркнул он и пояснил: -- В конечном итоге в ходе обсуждения должна формироваться новая культура общенациональных дискуссий».
Судя по словам Дмитрия Медведева, функция несколько отстраненных экспертов, к которой уже привыкли многие негосударственные организации, его не совсем устраивает. Точнее, саму по себе общественную экспертизу законопроектов избранный президент считает делом безусловно полезным для чиновничьего аппарата и депутатского корпуса, поскольку без «комплексного взгляда» удается просчитать лишь фрагментарные последствия принятия того или иного закона. Г-н Медведев посетовал на то, что, например, Минфин в ходе согласований важнейших документов обычно интересует только, «чтобы не было дополнительных расходов госбюджета», а Минюст «ограничивается одной фразой -- нет замечаний правового характера». Но куда большим подспорьем для исполнительной власти помимо обязательной общественной экспертизы г-н Медведев считает соучастие гражданского общества в законотворчестве, что, по его мнению, позволит учесть интересы самых разных социальных и профессиональных групп, в том числе и интересы меньшинства. «Голос этих групп должен быть слышен в нашем обществе, и должен существовать реальный механизм защиты их прав и законных интересов», -- заявил Дмитрий Медведев.
Голоса представителей ряда групп избранный президент смог услышать сразу же. Обмен мнениями членов совета ОП с г-ном Медведевым о проблемах коррупции и необходимости укоренения на российской почве принципов верховенства закона довольно быстро перешел в стадию жалоб и предложений, где каждый стремился поведать ему о своем. Например, председатель комиссии ОП по образованию и науке, директор ГНЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук говорил о необходимости принятия технических регламентов и вовлечении бывших советских республик в некое «единое научно-техническое пространство». Секретарь палаты и предшественник г-на Ковальчука на посту руководителя Курчатовского института Евгений Велихов дал понять, что тоже обладает рецептами перехода от сырьевой экономики к инновационной, и передал г-ну Медведеву некий доклад о суверенной «экономике знаний». Председатель комиссии ОП по здравоохранению Леонид Рошаль углубился в кадровые проблемы здравоохранения, призвав вернуться к вопросу об обязательном распределении выпускников медицинских вузов, 30% которых, по его оценкам, не работают по профилю. Даже главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, который действительно постарался говорить о механизмах предотвращения коррупции на федеральном и региональном уровне, в какой-то момент сбился на «профессиональную», хотя и понятную, жалобу. Он посетовал на то, что в регионах пресса слишком сильно зависит от губернаторов, считающих СМИ «элементом своей системы».
Когда же г-н Рошаль под предлогом того, что он и его соратники по палате являются «нитью между гражданским обществом и властью», испросил у избранного президента по десятиминутной аудиенции дважды в год, стало ясно, что «новая культура дискуссии», которую ждет Дмитрий Медведев, в представлении по крайней мере некоторых членов ОП является вполне себе традиционной: челобитная, и непременно первому лицу. Проявлять неуважение к избранникам своего предшественника (почти все присутствовавшие прошли и в первый, и во второй состав ОП по списку президента Путина) г-н Медведев, естественно, не стал, заверив, что «встречи будут регулярными». При этом он, правда, оговорился, что со многими из участвовавших в обсуждении встречается чаще двух раз в год, да и разговаривает не по секундомеру.
Однако из других слов избранного президента следовало, что он скорее ждет не вертикального, а горизонтального взаимодействия гражданского общества с властью, в частности г-н Медведев посетовал на то, что только в трети российских регионов созданы свои общественные палаты, а общественные советы при федеральных министерствах зачастую выполняют сугубо декоративные функции. «Гражданское общество в нашем государстве существовало даже в самые трудные периоды его развития. Только весь вопрос в качестве этого общества -- было ли оно робким, затравленным, как в определенный исторический период, или же это общество зрелое и структурированное. Огромная разница», -- сформулировал теперь уже свои ожидания в конце встречи Дмитрий Медведев.