«Заседание Мосгорсуда объявляется открытым.
Слушается дело в отношении Невзлина Леонида Борисовича, обвиняемого в организации убийств и покушений на убийства, совершенных по найму группой лиц по предварительному сговору». Этими словами судья Мосгорсуда Валерий Новиков открыл вчера заседание по новому громкому делу из серии криминальной эпопеи некогда одной из крупнейших, а ныне обанкроченной нефтяной компании ЮКОС. Особенностью этого процесса стало то, что в зале суда отсутствовал его главный герой -- подсудимый Невзлин.
Один из основных акционеров ЮКОСа официально числится в международном розыске, хотя место его нахождения ни для кого не секрет -- он уже давно живет в Израиле, где, кстати, в настоящее время в судебном порядке решается вопрос о правомерности предоставления ему гражданства. Российские правоохранительные органы считают, что г-н Невзлин был вдохновителем всех заказных убийств, которые совершались, дабы устранить людей, чинящих ЮКОСу препятствия. В его уголовном деле насчитывается целых девять эпизодов убийств и покушений, которые, как уверяет обвинение, совершались по указке г-на Невзлина. Организовывались эти злодеяния, по версии следствия, бывшим сотрудником службы безопасности нефтяной компании
Алексеем Пичугиным, уже отбывающим пожизненный срок по двум приговорам того же Мосгорсуда, а исполнялись нанятыми им бандитами, тоже уже получившими внушительные сроки лишения свободы.
Заочная форма судебного процесса -- в отсутствие обвиняемого -- хотя и допускается УПК, но применяться на практике судами стала не так давно. «Пионером» в этом смысле стало дело беглого олигарха Бориса Березовского, который в начале декабря прошлого года по приговору Савеловского райсуда Москвы заочно получил шесть лет лишения свободы за хищение 215 млн руб. у авиакомпании «Аэрофлот».
В марте Генпрокуратура передала в Мосгорсуд дело Леонида Невзлина,
следствие по которому длилось около пяти лет. Собственно, никаких особых откровений в материалах следствия нет. Все это уже доводилось слышать во время суда над Алексеем Пичугиным, бывшим сотрудником службы безопасности ЮКОСа, -- и на первом суде с участием присяжных в 2005 году, когда его осудили на 20 лет лишения свободы, и на втором процессе (уже без них) летом прошлого года, закончившемся для г-на Пичугина пожизненным сроком. Именно по указанию Невзлина, как утверждало обвинение и с чем в итоге согласился суд, Пичугин организовывал убийства неугодных олигарху людей.
«Так как Невзлин отсутствует, его личность будем устанавливать согласно обвинительному заключению», -- объявил судья Валерий Новиков и зачитал анкетные данные подсудимого.
Вот как они прозвучали. Невзлин Леонид Борисович родился 21 сентября 1959 года в Москве, проживает в переулке Сивцев Вражек, в настоящее время находится за пределами РФ. Имеет высшее образование -- в 1981 году закончил Московский институт нефти и газа им. Губкина по специальности «Автоматические системы управления». Женат, двое детей. Место работы в настоящее время не установлено. Ранее был одним из учредителей объединения «Менатеп», первым зампредседателя правления банка «Менатеп», первым зампредседателя совета директоров, зампредседателя правления финансово-промышленной группы ЗАО «Роспром», входил в состав совета директоров НК «ЮКОС», занимал пост ректора РГГУ. Ранее не судим. По месту последнего места работы в НК «ЮКОС» характеризуется положительно. На учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере не состоит.
Интересы г-на Невзлина на суде представляет его адвокат Дмитрий Харитонов, который тут же заявил судье отвод. «Защита полагает, что судья Новиков лично -- прямо или косвенно -- заинтересован в исходе дела», -- заявил адвокат. Заинтересованность г-на Новикова, по его мнению, выразилась в том, что судья не предоставил адвокату достаточно времени для ознакомления с материалами дела. Его объем составляет 84 тома, а на их изучение дали лишь 14 дней, из которых только восемь рабочие, а остальные -- праздники и выходные, пожаловался г-н Харитонов. Доступ к делу получил лишь назначенный за госсчет следствием адвокат, некий Александр Лобов. Последнего хотел вчера видеть и судья Новиков, но он не пришел. «Его не отпустило начальство», -- пояснил судья и не преминул напомнить, что может этому «начальству» (возможно, имелся в виду Генри Резник, глава Адвокатской палаты Москвы и по совместительству также адвокат Леонида Невзлина) дать специальное указание, чтобы оно отпустило г-на Лобова в суд.
Адвокат Харитонов заявил, что, не дав ему ознакомиться с делом, суд нарушает один из основных принципов судопроизводства -- принцип состязательности и равноправия сторон, поскольку защита находится в явно ущемленном положении. Однако гособвинитель Генпрокуратуры Александр Кубляков на это возразил, что еще 17 декабря адвокат Харитонов получил приглашение от следователя прийти на ознакомление с материалами дела, но почему-то проигнорировал его. И теперь, как посчитал прокурор, требуя два месяца на изучение 84 томов, адвокат просто хочет затянуть процесс. Обвинителя поддержали и потерпевшие. «Я категорически против, -- заявила потерпевшая Галина Дедова, родственница одной из убитых. -- Их товарищ (Пичугин. --
Ред.) осужден пожизненно. Следствие длилось 4,5 года. Неужели у г-на Харитонова и их юридической компании не было достаточно времени и возможностей, чтобы освободить якобы незаконно осужденного?»
Судья Новиков, рассмотрев ходатайство об отводе судьи Новикова, постановил: «Заявление об отводе считаю необоснованным и не подлежащим удовлетворению». И велел начать судебное следствие.
Слово взял прокурор Кубляков и перечислил все инкриминируемые заочно подсудимому Невзлину преступные деянию. Так, согласно обвинительному заключению, Невзлин в 1998 году вступил в преступный сговор с Пичугиным для совершения особо тяжких преступлений, чтобы извлечь из этого личную выгоду. Пичугин передавал приказ об устранении того или иного человека тамбовскому предпринимателю Сергею Горину, а тот нанимал киллеров -- волгоградского криминального авторитета Владимира Шапиро, Владимира Горитовского и их «команду» в лице Геннадия Цигельника, Михаила Овсянникова, Владислава Левина и Евгения Решетникова. Все шестеро получили по приговору Мосгорсуда в августе прошлого года сроки от 7,5 до 19 лет строгого режима.
Первой жертвой «кровавого ЮКОСа» в списке Генпрокуратуры значилась Валентина Корнеева. Предпринимательница, владелица магазина «Чай» на улице Покровка в январе 1998 года поплатилась жизнью за то, что отказалась продавать помещение своего магазина «Менатепу», имевшего виды на это здание. Летом того же года был убит мэр Нефтеюганска Владимир Петухов, обвинявший принадлежавшую ЮКОСу компанию «Юганскнефтегаз» в том, что она недоплатила в городской бюджет налоги на сумму порядка триллиона «старых» рублей. Тогда серьезно был ранен и охранник градоначальника. Невзлин, по версии обвинения, осенью 1998 года организовал также покушение на главу ЗАО «Роспром» Сергея Колесова, которого бандиты убить не смогли, но ограбили и избили. В ноябре 1998-го и в марте 1999 года были совершены два покушения на управляющего компанией «Ист Петролиум Хандельсгез» Евгения Рыбина, обвинявшего руководство ЮКОСа в нечистоплотности и предъявившего ему иски на сумму около 100 млн долл. Оба раза предпринимателю лишь чудом удавалось избежать смерти, но погиб его водитель и два охранника получили серьезные ранения.
В ноябре 1998 года было совершено покушение на строптивую служащую мэрии Москвы Ольгу Костину -- бывшую сотрудницу «Менатепа». У двери ее квартиры киллеры взорвали бомбу, но, к счастью, никто не пострадал. И наконец, Невзлину вменяют убийство своего сообщника Сергея Горина и его супруги, совершенное в 2002 году. Хотя в последнем случае личности киллеров так и не были установлены и даже трупы не были найдены. Однако вина Пичугина в этом убийстве уже была установлена судом однажды, и, видимо, теперь доказать причастность к этому Невзлина не составит труда. Впрочем, основными доказательствами по делу Пичугина стали признательные показания киллеров. Не исключено, что обвинение потребует допросить их снова. Пока же Мосгорсуд приступил к допросу потерпевших.