Время новостей
     N°47, 21 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2008
А теперь зажжется радуга!
Открылась Московская фотобиеннале-2008
По традиции с конца марта по конец апреля в российской столице будут лить фотографические ливни. Тонны фотоимиджей опрокинутся на головы граждан, решивших провести досуг культурно и сходить в какой-нибудь выставочный зал. Благодаря Московскому дому фотографии, правительству Москвы, спонсорскому участию компаний MasterCard, Volkswagen, Fleming Family and Partners, «Билайн», Sony Ericsson, Bork Industrial, банка «Сосьете Женераль Восток» и других достойнейших в большинстве фондов, центров и галерей поселятся фотовыставки. Есть надежда, что после этих фотоливней впечатления у зрителей останутся самые радужные. Тем более что тема нынешнего фотофорума как раз посвящена радужным «ингредиентам»: свету и цвету.

Читателям газеты предлагаем анонс пяти экспозиций биеннале, которые невозможно пропустить.

1. Выставки классиков фотографов Западной Европы в Центральном выставочном зале «Манеж». Представлены персональные стенды французов Ива Желли и Эдуарда Бубы, итальянца Марио Джакомелли, американца Ральфа Гибсона, поляка Богдана Конопки. Все работы объединяют высочайшее техническое мастерство и апология «небыстрого» зрения. По мнению куратора биеннале Ольги Свибловой, эти выставки -- аргумент в защиту классической светописи перед угрозой атаки вездесущей «цифры».

В эту же компанию включена выставка «Первоцвет», наглядно демонстрирующая историю создания цветной фотографии в России, от раскрашенных дагерротипов до стилизации технологии тонирования старых пикториальных фотографий в концептуальных опусах Игоря Макаревича.

2. Проект «Магнум» на «Винзаводе», приуроченный к шестидесятилетию основания агентства Magnum Photos. Начиная с 1947 года по миру с фотокамерой в руках путешествовали люди, умеющие каждый миг повседневности превратить в чистейшую поэзию, при этом убежденные в том, что самое интересное не постановочная съемка в дорогом ателье, а репортаж, документация действительности. Непричесанная реальность позволяет уловить тот самый punctum, что, согласно Ролану Барту, есть суть фотоискусства: интенсивные уколы непреднамеренной, несрежиссированной, сострадательной жизни. Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Джордж Роджер, Дэвид Сеймур основали Magnum Photos и доказали, что репортаж и великое искусство еще как совместимы. На пресс-конференции открытия биеннале Ольга Свиблова напомнила, что именно «Магнум», точнее, творчество Анри Картье-Брессона было главным катализатором самой идеи создания Международного месяца фотографии в Москве. В юбилейный год МДФ привез фотографии знаменитых «магнумцев» Гарри Груйера, Георгия Пинхасова, Лиз Сарфати, Алекса Уэбба, Ги Ле Керрека и фильмы Мартина Парра. В соответствии с темой биеннале большинство выставок посвящено непростому роману цвета и света в фотоискусстве. Примечательно в этой связи, что выставка Алекса Уэбба называется «Цвет: Страдание света». Некоторые «магнумцы» приглашены в Москву поучаствовать в портфолио-ревю или мастер-классах в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко.

3. «Звездное небо» в ЦВЗ «Манеж». Этот подготовленный французским Национальным фондом современного искусства и минкультом Франции проект стоит идти смотреть не только по причине интригующей темы, но и благодаря имени куратора -- крупнейшего во Франции историка фотографии Аньес де Гувьон Сен-Сир. Вот как она рассказала о проекте: «Фотографическая спектрография произвела настоящую революцию в визуальном представлении космоса... Фотографирование поверхности Луны и Марса при помощи необитаемых космических кораблей, несомненно, является самым великим научным проектом XX века, способным поразить коллективное изображение... Фотографии Луны также представляют собой произведения искусства, будучи напечатанными на разных сортах бумаги, и являются экспериментом разрыва фотографического времени...» Темой выставки станут отношения между фотографией и астрономией в проекции диалога между художественным творчеством и наукой.

4. Андреас Гурский. Персональная выставка в фонде культуры «Екатерина». Один из самых значительных фотографов современности представляет знаменитую Дюссельдорфскую школу. Ее отличие -- гигантомания, эффект физического контакта с имиджем, панорамная композиция, умопомрачительная оркестровка деталей. И исключительное доверие цифровым технологиям. Метод Гурского альтернативен методу «магнумцев». Если у них свободная импровизация играющей саму себя жизни, то у него жесткая стратификация мира в подобии каталога товаров из гигантского супермаркета.

5. Николай Лаврентьев -- «Ретроспектива», Варвара Родченко -- «Фотограммы». Галерея А-3 в Староконюшенном переулке. Известный историк фотографии Александр Лаврентьев представляет выставку именитых родителей: художников книги Варвары Родченко (дочери Александра Родченко) и Николая Лаврентьева. Варвара Родченко, следуя заветам отца, создала потрясающей красоты фотограммы -- фотографии без аппарата. Прихотливо смонтированные белые силуэты на черном фоне ассоциируются с лабораторией авангардного формотворчества. У Николая Лаврентьева хобби -- делать фотопортреты именитых, с кем дружил и общался сам. Крученых, Шкловский, Петр Капица, Лихачев, Арсений Тарковский, Слуцкий, Константин Симонов... Импрессионистические фотопортреты застигнутых врасплох мастеров уникальны потому, что каждая фотография здесь с собственной неповторимой биографией.

Помимо пяти выбранных проектов новая биеннале предлагает около полусотни выставок фотографов из разных стран. И не исключено, что знакомство с ними порадует не меньше.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки