Время новостей
     N°47, 21 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2008
Портреты фона
Музыка Вены на фестивале «Посвящение»
Международный музыкальный фестиваль «Посвящение», ежегодно устраиваемый во Врубелевском зале Третьяковской галереи Александром Рудиным и его оркестром Musica Viva, почти никогда не бывает без темы, укладывающей обязательные раритеты и транскрипции, премьеры и переложения, хрестоматийные или забытые шедевры и тихий шорох музыкального времени в изысканно концептуальные программные конструкции. Бывали темы широкие и узкие («Буря и натиск», «Посвящение: XX век»), бывали замаскированные («Musica Viva собирает друзей», где дружеский круг оказывался стрежнем музыкальной концепции). Тема, объявленная теперь, звучит на первый взгляд весьма конкретно -- «Портрет Гайдна на фоне Вены», обещая Гайдна и его знаменитых коллег по венскому классицизму в окружении мало кому знакомых современников (от благодушного и благородного Сальери до желчного Кожелуха, от «шведского Моцарта» Крауса до собственно Моцарта и Бетховена).

Вместе с тем при всей конкретности премьер забытой музыки и необычных исполнений классики у темы есть еще объемное содержание. Ведь Рудину, большому специалисту по Гайдну в частности и историзму в целом, тут много есть о чем рассказать. О том, как хороши следы и отсветы барокко в ранней классике. О том, что между эпохами нет шва, но есть пространство, внутри которого одна в другую плавно превращается, перетекает.

Вот на открытии в исполнении Таллинского камерного оркестра (с Рудиным за пультом) звучит соль-минорная симфония Леопольда Кожелуха. Она исполнена барочной плотности и мягкости, ее конструкция и язык как будто далеки от венских трафаретов, какими можно их себе представить. Она абсолютно очаровательна, и она так близка к написанной почти одновременно с ней соль-минорной 40-й симфонии Моцарта. Пожалуй, исполнение было очень удачным началом фестивальной программы -- следующий ля-мажорный виолончельный концерт Вагензайля, витиеватый и простодушный, изысканный и прямолинейный одновременно, читался публикой уже бегло, становясь одной из глав интригующей книги о пылкой и гибкой жизни как будто между стилями.

И «Прощальная» симфония Гайдна под занавес концерта-открытия была при всей ее заигранной хрестоматийности о том же -- о зыбкости стилевого пространства, о призрачности-исчезновении-освобождении.

Продолжение красивой истории на фестивале -- еще четыре воскресенья в Третьяковке. За филармоническое отношение к классике 23 марта ответит трио Алена Баева -- Александр Бузлов -- Вадим Холоденко. За аутентистское -- ансамбль солистов The Pocket Symphony Назара Кожухаря с программой абсолютных раритетов. Musica Viva сыграет Сальери и премьеру Скрипичного концерта Михаэля Гайдна -- брата знаменитого композитора. В финале -- детективная симфония Диттерсдорфа «Борьба человеческих страстей» и небесной красоты Teresienmesse Гайдна, не так давно уже прозвучавшая в Москве, отчего удовольствие ее послушать нисколько не уменьшается.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка