|
|
N°46, 20 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер Энтони Мингелла
На пятьдесят пятом году жизни в Лондоне скончался глава Британского киноинститута, знаменитый кинорежиссер, сценарист и продюсер Энтони Мингелла. Выходец из семьи знаменитых владельцев фабрик мороженого, итальянцев по происхождению (в семье было еще два брата), Мингелла начинал как драматург, в 1984 году получил премию лондонских театральных критиков как самый многообещающий автор, а в 1986 была отмечена его пьеса «Сделано в Бангкоке». Его кинокарьера началась на телевидении, где в начале 80-х Мингелла написал сценарии для нескольких фильмов и сериалов, в том числе к нескольким сериям хорошо известного у нас «Инспектора Морса». Режиссерский широкоэкранный дебют состоялся в 1990 году -- Мингелла снял фильм «Истинно, безумно, глубоко», романтическую трагикомедию о призраках. Но настоящий успех пришел к режиссеру шесть лет спустя, когда его «Английский пациент» по роману Майкла Онтааджи получил девять «Оскаров», включая номинацию «Лучший фильм года». За ним последовали «Талантливый мистер Рипли» (1999), «Холодная гора» (2003), «Взлом и проникновение» (2006), новелла в только что законченном альманахе «Нью-Йорк, я люблю тебя», ставшем своеобразным продолжением объяснения в любви Парижу режиссеров разных стран. В планах Мингеллы на этот год была картина «Первое женское детективное агентство», экранизация знаменитого романа Александра Маккола Смита, история о женщине, которая открыла первую контору частного сыска в Ботсване, также и фильм Мингеллы стал первым за всю историю, снятым на территории этой страны. Среди продюсерских работ Мингеллы -- «Айрис» (2001) Ричарда Айра, «Тихий американец» (2002) Филлипа Нойса, недавний «Майкл Клейтон» (2007) Тони Гиллроя.
В принципе назвать Мингеллу гениальным режиссером вряд ли возможно. Он принадлежал к той категории кинематографистов, которые справляются с поставленной (чаще всего самими собой -- большинство сценариев к своим фильмам Мингелла написал самостоятельно) задачей абсолютно безукоризненно, но в этой своей безукоризненности они редко живут долго. Вряд ли многие картины Мингеллы войдут в историю кино чем-то большим, нежели попаданием в список лауреатов всевозможных наград и премий. Но представить себе кинопроцесс без такого кино, блистательного, эпичного, продуманного, неизменно восхитительно сыгранного (за роли в фильмах Мингеллы получили номинации на «Оскара» Рейф Файнс, Джад Лоу, Кристин Скотт-Томас, Жюльет Бинош, Рене Зельвегер), в основе своей чаще всего имеющего толстые и неспешные книги -- лауреаты престижных литературных премий, как ни крути, невозможно. С уходом Мингеллы художников такого рода, обладающих при этом истинным талантом, осталось совсем немного.
Отдел культуры