Время новостей
     N°46, 20 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.03.2008
«Мы не торопим Евросоюз -- он дозревает»
Вчера в Госдуме России депутаты обсудили с европейскими парламентариями перспективы начала переговоров о новом базовом договоре между Россией и Евросоюзом. О сотрудничестве с ЕС спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал постпред России при Европейских сообществах в Брюсселе Владимир ЧИЖОВ.

-- Во вторник вице-премьер правительства России Алексей Кудрин провел с еврокомиссаром по торговле Питером Мандельсоном переговоры по вопросам вступления России в ВТО. Ранее же сообщалось, что с ЕС у нас этот вопрос решен. Опять вмешался пресловутый принцип «евросолидарности»?

-- Переговоры по вступлению в ВТО для любой страны идут по двум трекам -- двустороннему и многостороннему. На двустороннем треке мы с ЕС все решили и подписали протокол еще в мае 2004 года. Но ЕС, как коллективный выразитель интересов всех 27 своих стран-членов и членов ВТО, участвует и в многосторонней рабочей группе по России. Остались общие системные вопросы, касающиеся не только торговли между ЕС и Россией. Прогресс в переговорах есть. Они приближаются к завершению и идут без ненужной политизации, чего не скажешь о ситуации вокруг мандата для Еврокомиссии на переговоры с Россией по будущему Договору о стратегическом партнерстве.

-- Постпред Еврокомиссии в России Марк Франко допустил, что Совет ЕС утвердит этот мандат 7--8 апреля. Глава комитета межпарламентского сотрудничества между Россией и ЕС Риа Оомен-Рюйтен упомянула, что 28--29 марта этот вопрос рассмотрят на неофициальном заседании главы МИД стран -- членов Евросоюза...

-- Мы не торопим Евросоюз -- он дозревает. Рассчитываем услышать об утверждении мандата в ближайшие недели. Надеюсь, что на саммите Россия--ЕС в конце июня в Ханты-Мансийске руководители России и ЕС смогут с удовлетворением отметить, что переговоры уже начались.

-- Безвизовым режимом между Россией и ЕС к саммиту не обрадуете?

-- Ждать этого в июне было бы наивно. Пока намечен лишь очередной раунд «безвизового диалога». Параллельно результативно работает совместный комитет по имплементации соглашения о визовых упрощениях и о реадмиссии (действуют с 1 июня 2007 года. -- Ред.).

-- Кто же теперь тормозит выдачу мандата Еврокомиссии на переговоры с Россией? Варшава же сняла вето...

-- Мандат в принципе сформирован. Но, кажется, кое-кто не прочь приложить к мандату политические декларации, статус которых пока неясен. Во всяком случае, как уполномоченный правительством России вести переговоры, я приветствовал бы максимальную свободу маневра своих партнеров со стороны ЕС. Это сделало бы переговоры более содержательными и результативными.

-- Обострение ситуации на севере Косово, похоже, убавило энтузиазм Брюсселя взять край под эгиду своей гражданско-полицейской миссии?

-- Становится все очевиднее, что в Косово до порядка далеко. Ясно, что вопрос о статусе края так и не решен. Ведь нельзя же считать таковым одностороннее провозглашение независимости и признание его тремя десятками стран из двухсот. По евромиссии наша позиция такова. Мы в принципе не против, чтобы ЕС взял на себя часть ответственности за происходящее в Косово. Мы даже были бы не против направления Евросоюзом своей миссии, но лишь при наличии утвержденного Совбезом ООН мандата. Этого, однако, сделано не было.

Позиция ЕС по Косово распадается на два компонента. Один -- вопрос о признании независимости. На сегодня ее признало более половины стран -- членов Евросоюза. Но в ЕС есть твердое ядро стран, которые никогда не признают Косово. Например, официальные лица Кипра говорили, что Никосия не признает Косово, даже если это сделает Белград. Так что единой позиции ЕС в отношении признания Косово нет и не будет.

Второй элемент -- гражданско-полицейская миссия ЕС. На север Косово она даже и не совалась. А отдельные представители ЕС, которые там были, поспешно эвакуировались. В урегулирование ситуации в Косовска-Митровице были вовлечены полиция ООН и миротворческие подразделения сил для Косово (КФОР).

Сейчас часто вспоминают Дейтонское соглашение по Боснии и Герцеговине от 1995 года. Но там все было освящено резолюцией Совбеза ООН. И офис высокого представителя международного сообщества, в котором я работал, и все остальные структуры имели мандат ООН. В Косово этого нет. На сегодня легальными международными присутствиями в Косово являются только миссия ООН и силы КФОР -- пока их деятельность соответствует мандату. Согласно резолюции 1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года они будут находиться в Косово до нового решения Совбеза.