Из всех активов Москвы важнейшим в глазах градоначальников остается земля в пределах МКАД. Это вчера лишний раз подтвердили столичные чиновники на заседании городского правительства, признав, по сути, что бюрократический аппарат города сейчас работает на то, чтобы
предотвратить повальную приватизацию земельных участков и сохранить контроль над теми из них, которые хотя бы теоретически могут понадобиться для развития инфраструктуры, строительства дорог и социального жилья. В частности, в мэрии превентивно и без согласования с депутатами Мосгордумы был утвержден очередной список земель, в пределах которых в обозримом будущем планируется развитие объектов улично-дорожной сети.
Напомним, что приватизация земель под жилыми домами в столице ни шатко ни валко продолжается уже более года. И цифры, свидетельствующие о количестве выданных за это время свидетельств о собственности, видимо, настолько невпечатляющи, что чиновники предпочитают их не раскрывать. В этом же году должен вступить в активную фазу и процесс оформления в собственность земельных участков,
занятых как ныне действующими, так и прекратившими существование предприятиями. В январе 2008-го вступил в силу
принятый после долгих проволочек закон «О землепользовании в городе Москве», который установил выкупную цену участков под промышленными предприятиями в размере 20% от кадастровой стоимости земли при сохранении профиля предприятия (в случае перепрофилирования предполагается доплата до 100%). И, похоже, городских предпринимателей не остановили аппетиты чиновников, которые помимо максимально возможной выкупной цены, предложенной федеральными законодателями, повысили с этого года в 2--5 раз еще и кадастровую стоимость земли. Если судить по признаниям представителей мэрии, уже сейчас в правительстве города сдерживают натиск желающих приватизировать участки и максимально оттягивают сроки оформления земли в собственность, дабы дать возможность градоначальникам зарезервировать «стратегически важные» территории. «У нас несколько тысяч заявок на выкуп уже есть, и мы не можем больше отказывать. Еще два-три года -- и 80% участков будут приватизированы», -- призывал вчера коллег интенсифицировать процесс резервирования заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Силкин.
В первую очередь городские власти решили застолбить до 2020 года зоны города, где планируется строительство дорог. «Одна из наших задач на этот год -- не допустить приватизации земельных участков, на которых впоследствии могут пройти трассы. Иначе нам придется компенсировать собственникам изъятие этих участков», -- пояснил руководитель департамента земельных ресурсов Москвы Виктор Дамурчиев. По его словам, в случае просрочки с резервированием необходимость «выкупать участки по рыночной цене поставит город в крайне невыгодное положение».
С тем, что в срочном порядке необходимо застолбить территории, на которых согласно генплану города пройдут важные транспортные артерии, такие как четвертое кольцо и дублеры основных магистралей, согласен и главный архитектор города Александр Кузьмин. «Их нужно резервировать независимо от того, когда дороги планируется построить», -- считает он. По данным Москомархитектуры, город довольно активно занимается резервированием земель под промышленные предприятия. В частности, первые 2,5 тыс. гектаров под эти цели было «застолблено» в 2007 году, сейчас готовится документ еще на 5 тыс. гектаров.
Но, по словам главного архитектора столицы, который в последнее время скрупулезно выявляет места так называемой точечной застройки, его больше волнует наличие в будущем места под строительство объектов социальной инфраструктуры: школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных центров, гаражей. Дело в том, что даже эти «социально полезные» с точки зрения властей сооружения жителям сложившихся микрорайонов представляются ненужными и вносящими дискомфорт. Поэтому московские власти собираются параллельно с резервированием участков еще и максимально ограничить право жителей многоквартирных домов распоряжаться дворовыми территориями. Согласно одобренному вчера постановлению городского правительства уже во втором квартале 2008 года чиновники должны определить нормативы площади земельных участков для многоквартирных домов. Причем площадь числящегося за домом участка, судя по всему, будет не равна площади земли, которую передадут жильцам. «Расчетные нормы межевания необходимой для дома территории -- это одно, а собственность жителей -- другое», -- пояснил вчера г-н Кузьмин, дав тем самым понять, что дарить ТСЖ прилегающие к пятну застройки 0,5--1 га дворовых территорий город не собирается.
Несколько охладить порыв коллег, готовых «застолбить» как можно больше земли, попытался глава «Мосинвестконтроля» Александр Рябинин. Он отметил, что аппетиты городских чиновников порой превышают полномочия, предоставленным им федеральным законодательством. В частности, по словам г-на Рябинина, сроки резервирования московской земли явно превышают допустимые. «И если мы по тем или иным причинам спустя это время землю не изымем, то нынешний пользователь, ограниченный в праве распоряжения участком, сможет предъявить нам свое право на компенсацию издержек», -- полагают в новом надзорном органе московского правительства. При этом к улично-дорожной системе города, по словам замглавы «Мосинвестконтроля» Раиса Ахмадеева, прилегают тысячи земельных участков, у которых уже есть собственники и арендаторы. Кроме того, в «Мосинвестконтроле» считают, что земли резервируются с нарушением, так как не все участки имеют соответствующую документацию, определяющую размеры и границы.
Однако мэр Москвы Юрий Лужков ничего предосудительного в работе департамента земельных ресурсов не нашел, а, напротив, посчитал, что г-н Дамурчиев даже недостаточно настойчив, например, в вопросах оформления отношений с собственниками жилья и размежевания. «У нас есть основания оценить работу департамента землепользования как удовлетворительную. Ежедневную рутинную работу департамент выполняет организованно, с другой стороны, мало инициатив по отработке сложных вопросов», -- заявил градоначальник. Нынешние же отношения с федеральными властями, по его словам, позволяют решать земельные вопросы. «Но существует и неразграниченность», -- сказал г-н Лужков, посоветовав Виктору Дамурчиеву прислушаться к критике главы «Мосинвестконтроля». «Давайте воспользуемся тем, что объявлены национальные проекты, и договоримся с федералами по использованию неразграниченных земель для строительства жилья в рамках программы «Доступное жилье», -- предложил градоначальник.
Примечательно, что явно активизирующийся процесс резервирования земель становится и все менее прозрачным. Судя по всему, папка с перечнем резервируемых участков на вчерашнем заседании в мэрии оказалась в распоряжении исключительно членов правительства города. «Нам списка резервируемых участков не прислали», -- признал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» советник депутата Мосгордумы Ивана Новицкого Сергей Беляков. По его словам, в столичном парламенте вообще были удивлены, что на этот раз резервируемые участки утверждаются всего лишь постановлением правительства Москвы, а не городским законом, как это было раньше. В частности, последний крупный (более 9 тыс. участков) перечень территорий, которые в перспективе должны были быть изъяты и задействованы в строительстве городских проездов и дорог, был утвержден законом города в марте 2007 года.
Впрочем, для городских законодателей чиновники, похоже, отвели иную функцию -- начать диалог с коллегами по Госдуме, с тем чтобы обеспечить юридическое прикрытие действий мэрии. В Мосгордуму с Тверской, 13, для последующей передачи в Федеральное Собрание РФ уже поступил целый ряд инициатив по корректировке российского земельного законодательства. В частности, мэрия не прочь резервировать и изымать землю под объекты жилищного строительства, предусмотренные утвержденными в установленном порядке документами территориального планирования и документацией по планировке территории населенных пунктов. Соответствующие поправки городские чиновники предлагают внести в ст. 70 Земельного кодекса России. Кроме того, как заявил г-н Дамурчиев, его подчиненные готовят предложение о внесении изменений в закон «О введении действие Земельного кодекса РФ». Как он пояснил, сейчас власти городов федерального значения, таких как Москва и Санкт-Петербург, могут распоряжаться землей под зданиями и сооружениями, государственная собственность на которые не разграничена, только в пределах своих территорий. При этом столичная мэрия имеет в собственности здания и за пределами МКАД. Но она вынуждена выкупать землю под ними у других субъектов федерации на общих основаниях. Что само по себе московским чиновникам, привыкшим быть в роли распределителей активов, а не просителей, понравиться не может.