Время новостей
     N°45, 19 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.03.2008
Курсам на смех
Укрепление рубля пока не угрожает российской экономике
Вчера рубль установил очередной рекорд столетия по отношению к доллару -- 23,51 за одного «американца». Президент России Владимир Путин еще в понедельник на традиционной встрече с ключевыми министрами озаботился проблемой укрепления национальной валюты. Ведь это может не в лучшую сторону повлиять на темпы экономического роста. Какой же рубль -- сильный или слабый -- выгоднее России? Экономисты, к которым газета «Время новостей» обратилась за комментариями, сошлись на том, что курс рубля далеко не единственный и уже не самый важный показатель развития экономики. Отношение «рубль--доллар» в перспективе будет стремиться к паритету по покупательной способности -- 16,5:1, но катастрофой это определенно не грозит.

«Мы видим, что происходит в зоне евро и как укрепление евро сказывается на состоянии европейской экономики. Очень внимательно нужно за этим наблюдать», -- сказал президент министрам в понедельник.

Волнение главы государства вполне объяснимо. С одной стороны, сильный рубль вроде как весомый политический аргумент: мол, смотрите, какая мы великая держава. Но с другой -- фактор, который может затормозить достигнутые темпы роста экономики. Действуя через растущую конкуренцию со стороны импорта и снижение поступлений от экспорта, крепнущая национальная валюта лишает отечественных производителей средств для инвестирования и развития производства.

При этом в теории, при всех негативных последствиях, рост реального курса валюты должен сдерживать инфляцию внутри страны. На практике в России этого не произошло. Получается, что мы упустили единственный возможный плюс от роста курса рубля.

Так что, хотя народу и удобнее было бы оперировать курсом 1:20, может быть, есть смысл придержать укрепление?

Юрий Данилов, старший советник по макроэкономике Центра развития фондового рынка, так не считает. «Если посмотреть на курс рубля по отношению к бивалютной корзине, то он сейчас даже немного падает, так что можно говорить только об укреплении по отношению к доллару. Но это и будет продолжаться, пока сам доллар не начнет дорожать в мировом масштабе», -- поясняет г-н Данилов.

Впрочем, ничего страшного, по мнению Наталии Орловой, главного экономиста Альфа-банка, в этом нет. «Нужно следить скорее не за номинальным и даже реальным курсом рубля, а за тем, как себя ведет импорт. За прошлый год импорт вырос на 30%, и это происходит не только благодаря росту курса рубля, -- говорит она. -- А одновременно с заграничными товарами мы импортируем инфляцию».

Не беспокоится по поводу телодвижений рубля и Евгений Гавриленков, управляющий директор и главный экономист группы компаний "Тройка Диалог". «Мы уже видим, что экономический рост не пострадал от растущего рубля, -- указывает он. -- А то, что Центробанк наивно надеялся таким образом сдержать инфляцию, также очевидно не удалось».

Кроме того, утверждение, что в Европе начались какие-то кошмары при сильном евро, не совсем справедливо. Германия и Франция, традиционно промышленные страны, тем не менее слабо реагируют на колебания курса. Да, их темпы экономического роста замедлились, но несущественно. И это в большей степени связано с другими причинами, в том числе ситуацией на мировых продовольственных рынках.

Тем не менее европейские руководители все же стремятся брать пример с азиатских государств, которые с выгодой для себя используют заниженный курс национальной валюты по отношению к доллару.

«Мы ушли далеко вперед по сравнению с тем же Китаем, поэтому нам нет смысла искусственно занижать курс рубля, чтобы сделать отечественных производителей более конкурентоспособными. Китайцы экономят в первую очередь на заработной плате, мы себе этого уже не можем позволить», -- убежден Евгений Гавриленков.

Юрий Данилов более категоричен. «Разговоры о том, что нужно занизить курс рубля, -- призывы к нанесению прямого вреда национальной экономике. Конечно, если рассматривать отдельно потоки торговые и потоки капитала, то в первом случае дорогая внутренняя валюта невыгодна. Но она же способствует притоку капитала в страну, а значит, в ней должны быть заинтересованы те компании, которые стремятся привлекать инвестиции», -- убежден эксперт.

Экономисты сошлись в одном: курс рубля не критический показатель для нашей экономики, есть более важные факторы.

«За прошлый год бюджетные расходы выросли на 40%, причем уже который год расходы выплескиваются в четвертом квартале, под конец года, -- напомнил г-н Гавриленков. -- Как можно говорить, что это не провоцирует инфляцию? Это же и стимулирует импорт. Отечественные производители не могут удовлетворить растущий потребительский спрос, кроме того, население просто постепенно переходит на более качественные импортные товары».

Об этой же угрозе импорта говорила и Наталия Орлова.

Экономисты не готовы определить в цифрах угрожающий для экономики порог соотношения «рубль--доллар». По их мнению, нельзя идентифицировать значение, начиная с которого можно будет говорить об однозначном вреде для экономического роста.

«Есть некий якорь, к которому всегда будет стремиться пара «рубль--доллар». Это курс по паритету покупательной способности. По расчетам, основанным на данных Всемирного банка на конец 2006 года, этот курс составлял 15,15 руб. за доллар. Данных за прошлый год пока нет, но можно предположить, что доллар выйдет на уровень 16,5 руб.», -- полагает Юрий Данилов.

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Доллар