|
|
N°32, 21 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Павел Рожков: Не в нашу пользу голосовал даже Виталий Смирнов
Наши спортсмены неожиданно, сами того не желая, оказались в центре неприятных событий. Непонятные допинг-пробы биатлониста Ростовцева, вынужденный дележ первого места фигуристами Бережной и Сихарулидзе, протест на судейские решения в финале турнира по женскому фристайлу, где осталась без медалей Ольга Королева. Возникшую ситуацию специально для газеты «Время новостей» согласился прокомментировать председатель Госкомспорта России Павел РОЖКОВ.
-- Мы немного болезненно воспринимаем все эти случаи, поскольку это касается нашей страны. А посмотрите, у австрийцев девять бронзовых медалей, и почти во всех случаях они тоже могут считать себя ущемленными. Скандалы возникают в основном в тех видах спорта, где присутствует субъективное судейство, нет всем понятных, жестких критериев оценки. Там всегда масса недовольных, и не случайно уже появилась информация, что фигуристы намерены изменить систему судейства.
Всему этому способствовало сомнительное решение МОК в парном катании. Вспомните хотя бы, как это было в Сиднее: жесткая позиция МОК и Самаранча -- чемпион должен быть один. Тогда мы тоже пытались найти аргументы в случае с ошибочным судейством финальной схватки Саши Карелина, но они были сочтены явно недостаточными. А здесь без серьезного расследования, без изучения всех материалов принимается смелое решение о выдаче второго комплекта золотых наград.
-- Вы не считаете, что нашим официальным структурам тоже следует вести себя понапористее?
-- Полностью с этим согласен. Виталий Смирнов сегодня является вице-президентом МОК. Ведь не зря его туда рекомендовала страна, и он должен там жестко и сильно проводить свою линию. Сейчас появилась информация, что он голосовал не в нашу пользу. Не могу об этом уверенно говорить -- материалов не видел, но так утверждают американские журналисты. В этом году Александра Козловского избрали вице-президентом Европейского олимпийского комитета, и с его стороны не видно никаких активных действий. Много зависит и от президентов национальных федераций по видам спорта, которые часто не находят правильных решений, а более опытные функционеры их не подсказывают.
-- То есть официальные лица часто не знают своих прав?
-- В большей степени это касается представителей федераций. Они и Олимпийский комитет России представляют страну на Играх и обязаны более настойчиво и качественно работать по своим направлениям. Для этого их и избирала страна.
-- Из правительства есть реакция на происходящее?
-- Прилетевшая на игры вице-премьер России Валентина Матвиенко заняла жесткую позицию: интересы страны должны отстаиваться. Но не она официально представляет здесь Россию, а национальный олимпийский комитет. Если бы не активная позиция правительства, то пресс-конференция, на которой была обозначена наша позиция по ситуации в фигурном катании, могла и не состояться. Она и так была проведена на несколько дней позже необходимого, накануне скандального награждения двух пар. И то мне пришлось потребовать ее созыва от ОКР в ультимативной форме, обещая в противном случае сделать это самому. Валентина Ивановна меня полностью поддержала.
-- Говорят, Валентина Матвиенко уже встречалась с президентом МОК Жаком Рогге.
-- Эта встреча состоялась после непонятной церемонии награждения в парном фигурном катании. Именно эта церемония и стала одной из основных тем разговора. Кроме того, Валентина Матвиенко выразила недоумение относительно отдельных судейских проблем и способов их решения. Спорт сегодня -- большая политика, и отношение к нашей стране имеет серьезное значение. К тому же Олимпиада еще не закончилась и возможны любые ситуации. Это был долгий и серьезный разговор.
-- Не выполняла ли вице-премьер несвойственных ей функций?
-- Вовсе нет. Она председатель нашего оргкомитета по подготовке к Олимпийским играм. Хочу напомнить, что вся подготовка к участию в Играх легла на государство. Участие спонсоров здесь минимально. Последние два года всю подготовку спортсменов осуществлял Госкомспорт России, атлеты и тренеры находятся на государственных ставках. Все чартеры, перелеты, размещение части спортсменов в домиках за пределами Олимпийской деревни тоже оплачивало государство. Сертификаты о выплате нашим чемпионам призовых тоже пока вручило государство и еще «Динамо» своим спортсменам. Так что Валентина Матвиенко полностью владеет всеми вопросами, к тому же новоиспеченный глава МОК сам счел за честь встретиться с вице-премьером такой державы, как Россия, где вопросы спорта стали вопросами национальной политики.
-- На ваш взгляд, стоило ли участвовать в упомянутом награждении Елене Бережной и Антону Сихарулидзе?
-- Я, как бывший спортсмен и тренер, однозначно скажу: не может быть двух золотых медалей. Я вот сейчас вице-президенту ОКР Владимиру Васину скажу: «Вот вы олимпийский чемпион, как отреагируете на то, чтобы разделить верхнюю ступень пьедестала»? Догадываетесь, что он ответит? А так создан опаснейший прецедент, когда любой спортсмен, получив малейшую зацепку, будет обвинять МОК или судей в коррупции или предвзятости. Вон американцы никак не могут успокоиться насчет знаменитых трех секунд в баскетбольном финале Игр-72. Так вот, говорят, что они уже по горячим следам последних событий послали материалы, чтобы пересмотреть итоги того турнира. Думаете, нам было не обидно за Сашу Карелина, но он сам честно сказал: «При чем здесь судьи, надо было бороться и выигрывать».
-- Олимпиада подходит к концу. Уже можно дать некоторые оценки выступления нашей команды.
-- Оно в целом удовлетворительно. Мы довольны тем, что в видах спорта, не требующих специальных спортсооружений, программа подготовки была выполнена на 100 процентов. В этих дисциплинах мы и выиграли медали. Вы видите, что сегодня порой первое место от шестого отделяют считанные доли секунды. А это где-то удача, где-то смазка, другие факторы. Вообще, нынешняя Олимпиада нетипична тем, что уже 23 страны «растащили медали». Даже у лидеров -- немцев и норвежцев -- менее чем по десять золотых медалей.
Беседовал Владимир СТЕЦКО, Солт-Лейк-Сити