|
|
N°44, 18 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ташкент шагает "позитивно"
Америка пытается вновь сделать Узбекистан своим союзником
Искусству американской дипломатии, с которым она отстаивает интересы страны в Центральной Азии, надо отдать должное. Выразительным примером этого искусства является политика США по отношению к Узбекистану. Сегодня на наших глазах Америка снова возвращается в эту страну, казалось, уже потерянную для нее после трагических событий в Андижане в мае 2005 года. Тогда Ташкент закрыл американскую военную базу Карши-Ханабад в отместку за жесткую критику Вашингтоном действий узбекских властей при подавлении андижанского мятежа, приведших к многочисленным жертвам среди мирного населения.
Впрочем, новая волна сближения между Вашингтоном и Ташкентом обеспечена обоюдными интересами сторон, а потому была неизбежна. Узбекское руководство устало выглядеть изгоем в мировом сообществе. А продолжение антитеррористической операции США в Афганистане вынуждает американцев восстанавливать доверительные отношения с Узбекистаном, имеющим в связи с этим ключевое геостратегическое значение. И неважно, что режим санкций "за Андижан", наложенных США и Евросоюзом на Ташкент, оправдался лишь отчасти: авторитарный характер узбекского режима не претерпел существенных изменений, и Запад вынужден с этим смириться. Поэтому он готов удовлетвориться лишь косметическими изменениями и показательными жестами милосердия: с начала этого года власти Узбекистана освободили из заключения нескольких известных правозащитников.
Вдобавок к этому на днях Ташкент сделал еще пару жестов доброй воли. В Узбекистане возобновляет свою деятельность Международный Комитет Красного Креста (МККК) и офис международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч». По словам главы регионального представительства МККК Ива Джованнони, благодаря "конструктивному диалогу" с узбекскими властями они "предоставят нам доступ ко всем лицам, содержащимся под стражей, и возможность беседовать с ними без свидетелей, а также доступ во все помещения в местах содержания под стражей".
Однако, несмотря на столь многообещающие формулировки, по словам близких к переговорному процессу между МККК и официальным Ташкентом экспертов, в реальности доступ наблюдателей Красного Креста к узбекским тюрьмам и заключенным будет носить пока лишь эпизодический характер. Что касается «Хьюман Райтс Вотч», в Ташкент разрешено прибыть новому руководителю офиса организации вместо предыдущего -- Андреа Берг, деятельность которой была приостановлена властями в 2007 году. Правда, новый глава офиса еще не получил аккредитацию и до этого избегает давать комментарии прессе.
Тем не менее в узбекско-американских отношениях повеяло оттепелью. Специальный представитель НАТО в Центральной Азии и на Южном Кавказе Роберт Симмонс допустил знаковую утечку информации: США получили от Ташкента право пользоваться эксплуатируемой германскими ВВС узбекской базой в Термезе для переброски своих военнослужащих в Афганистан. Слова, выглядевшие случайной оговоркой натовского чиновника, тут же приобрели характер сенсации: мол, США возвращаются в Узбекистан. Впрочем, Ташкент сделал вид, что не заметил возникшей шумихи.
Пришлось поправляться самим американцам. Самым изящным образом сделал это посол США в Ташкенте Ричард Норланд. На прошлой неделе в офисе своей дипмиссии он устроил презентацию очередного доклада госдепа о состоянии прав человека в мире. В документе место Узбекистана оказалось в последней десятке, в одном ряду с Зимбабве, Бирмой и Северной Кореей. Как сообщает побывавший на этой презентации корреспондент информагентства "Фергана.ру", американский посол так обрисовал ситуацию: "Есть так называемый немецкий воздушный мост Германия--Термез--Афганистан. Часто генералы тоже пользуются этим мостом. Есть такой немецкий генерал Рамс, он работает в НАТО, его политический советник -- американец. И раньше, когда генерал ехал в Афганистан через Термез, его советник должен был отправляться в Афганистан через Дубай. Он не мог пользоваться этим воздушным мостом. Недавно мы поговорили с Узбекистаном, чтобы этот человек мог с генералом лететь в Афганистан через Термез, и правительство сказало, что от случая к случаю, может быть, американцы -- гражданские или военные, работающие для НАТО, не для США, -- может быть, могут пользоваться этим мостом".
Ричард Норланд показал мастерство политики "кнута и пряника", демонстрируя весьма критичный по отношению к Узбекистану доклад о ситуации в стране в 2007 году и показывая сделанные Ташкентом с начала 2008 года "маленькие, но позитивные шаги" в правильном направлении. Посол заверил, что его страна будет "поощрять узбекское правительство" и дальше улучшать ситуацию с выполнением прав человека. Можно быть уверенным, что в результате достигнутого прогресса "узбекским мостом" в Афганистан уже совсем скоро воспользуется не один "американский советник".
Аркадий ДУБНОВ